12–13 мая состоялись аукционы послевоенного и современного искусства Sotheby’s и Christie’s, которые не обошлись без многомиллионных продаж и очередных ценовых рекордов.
Очень высокие показатели по итогам вечерних торгов в категории contemporary art продемонстрировал аукционный дом Christie’s, суммарная выручка которого составила $658,5 млн. Самым дорогим лотом стало полотно Марка Ротко «№ 10» (1958), ушедшее с молотка за $81,9 млн. В тройку лидеров предсказуемо вошли работы Энди Уорхола («Раскрашенная Мона Лиза», 1963, $56,2 млн) и Люсьена Фрейда («Отдыхающая социальный инспектор», 1994, $56,2 млн). Стоимость картины Фрейда оказалась выше даже верхней границы весьма впечатляющего эстимейта в $30–50 млн, и теперь эта работа — самое дорогое из проданных на публичных торгах произведений недавно скончавшегося британского художника. «Отдыхающая социальный инспектор» ушла в полтора раза дороже, чем наделавшая в мае 2008 года много шума картина «Спящая социальный инспектор» из той же серии. Тогда, тоже в Нью-Йорке и тоже на Christie’s, ню с plus-size-моделью было продано за $33,6 млн и стало на некоторое время самой дорогой работой на тот момент еще живого художника (Люсьен Фрейд умер в 2011 году); по слухам, покупателем был российский миллиардер и меценат Роман Абрамович. Также 13 мая на Christie’s были установлены рекорды цены для художников Роберта Раймана ($20,6 млн) и Роберта Раушенберга ($18,6 млн).
Состоявшиеся накануне вечерние торги послевоенного и современного искусства Sotheby’s принесли аукционному дому почти вдвое меньше — $379,7 млн. Однако и в каталоге было почти на 20 работ меньше, чем у Christie’s, и даже предварительная оценка лотов — скромнее. В остальном итоги у двух вечных конкурентов схожи: на Sotheby’s продано 87,3% выставленных работ, на Christie’s — 88%. Самая дорогая из проданных на Sotheby’s картин также принадлежит кисти Марка Ротко, хотя и ушла с молотка почти вдвое дешевле: холст «Без названия» («Желтое и синее») был приобретен неизвестным покупателем за $46,5 млн. Следующая по стоимости работа, полотно Роя Лихтенштейна «Кольцо» («Помолвка»), ушла в частное гонконгское собрание за $41,7 млн. А вот картина «Без названия» («Протест») Кристофера Вула досталась частному коллекционеру из Европы, ее стоимость составила $29,9 млн, вдвое больше эстимейта ($12–18 млн). Теперь это ценовой рекорд для художника.