Все жанры и техники русского рисунка XVIII века в Третьяковской галерее, рыцарские ордена Европы в Московском Кремле, история отечественной фотографии за последние 70 лет в Центре фотографии им. братьев Люмьер.
Выставка «Художник и время. Рисунок XVIII века», развернутая в нескольких залах Государственной Третьяковской галереи, охватывает всю историю зарождения русского рисунка во всех его техниках: пастели, акварели, рисунка пером, карандашом, углем и сангиной. В центре здесь жанр портрета, завезенного европейскими мастерами, работавшими пастелью, и получившего необычайную популярность, особенно в портретной миниатюре, представленной замечательными отечественными мастерами Гавриилом Скородумовым и Владимиром Боровиковским. Не забыт и пейзажный рисунок, полюбившийся путешествующим художникам и тем мастерам, кто увлекался видовым и городским пейзажем, — здесь работы Сильвестра Щедрина, Федора Матвеева, Андрея Мартынова, Федора Алексеева. XVIII век в русском искусстве — время теснейшего взаимодействия отечественных и западных художников, поэтому им отведен специальный раздел, главным образом с рисунками архитекторов Джакомо Кваренги, Жан-Франсуа Тома де Томона, Чарльза Камерона, декоратора Паоло Гонзаги. Еще одна тема — учрежденная в 1757 году Академия художеств, она представлена рисунками ее преподавателей и учеников: Габриэля-Франсуа Дуайена, Луи Жана Франсуа Лагрене, Антона Лосенко, Михаила Козловского. Особенностью русского рисунка того времени было и огромное число произведений неизвестных художников, часто в профессионализме и качестве не уступающих профессионалам. Многие из них экспонируются впервые, после реставрации. До 4 октября.
«Рыцарские ордена Европы» — выставка и для знатоков фалеристики, и для тех, кто впервые знакомится с этим, без преувеличения, искусством. В экспозиции — знаки рыцарских орденов российских императоров из фондов Музеев Московского Кремля, знаки ордена Подвязки императора Александра II из Королевской коллекции Великобритании, предоставленные королевой Елизаветой II, исторические документы из Архива внешней политики Российской империи Министерства иностранных дел РФ, портреты членов российского императорского дома из Государственного исторического музея. Ядро же выставки составляет богатое собрание коллекционера Андрея Хазина, включающее знаки высших орденов европейских государств, которых нет даже во многих музейных коллекциях. Здесь ордена Австро-Венгрии, Ватикана, Великобритании, Португалии, Пруссии, Франции наполеоновских времен. И это помимо знаков российских правителей. В ходе подготовки выставки было сделано даже открытие, что случается крайне редко. В коллекции Хазина обнаружилась награда Николая II — Королевская Викторианская цепь, учрежденная в 1902 году королем Эдуардом VII для награждения иностранных монархов, князей и глав государств. Цепь была продана большевиками после передачи из Оружейной палаты, куда она попала в составе эвакуированных из Петрограда дворцовых ценностей, в Государственное хранилище ценностей РСФСР и теперь вдруг оказалась на выставке, к которой был приурочен выход и красочно оформленного каталога собрания Хазина «Рыцарские ордена Европы» со вступительной статьей коллекционера. До 30 июня.
Выставкой, прослеживающей весь путь советской и российской фотографии сквозь призму журнала «Советское фото», Центр фотографии им. братьев Люмьер отмечает свое пятилетие. Этот журнал для фотолюбителей и профессионалов, выходивший с 1926 по 1997 год, был действительно уникальным, не имевшим аналогов в мире. В нем печатались ведущие эксперты в области фотографии и писатели, такие как, например, Илья Эренбург, Виктор Шкловский и Лев Аннинский. Снимки любителей в издании соседствовали с произведениями высочайших профессионалов, составляющих сегодня гордость отечественного фотоискусства. В результате получилась выставка об истории страны, зафиксированной фотокамерой, об отечественном фотоискусстве в разных жанрах, от репортерских снимков до постановочных, о фотоклубном движении, начиная с легендарного Ленинградского фотоклуба при Выборгском дворце культуры и заканчивая яркими региональными и национальными школами. В экспозиции — винтажные отпечатки из коллекции центра, фотоработы из фондов и частных собраний, экземпляры журнала «Советское фото» и отдельно самые яркие материалы из них. До 6 сентября.