В правом крыле недавно реконструированного центрального входа Парка Горького (правая циркумференция) 21 мая открывается выставка южнокорейского художника Хюнгко Ли Animatus. Аниматусами он называет свои арт-объекты, представляющие собой скелеты мультипликационных персонажей. О том, будут ли аниматусы у Чебурашки и Винни-Пуха, сколько стоит скелетик Скруджа Макдака и можно ли детям идти на эту выставку, выясняла наш корреспондент Алёна Лапина.
Как вам изначально пришла в голову идея раcпатронить анимационных персонажей? Это же как-то бесчеловечно и не по-детски.
Дело в том, что эта идея появилась у меня не внезапно. На меня повлияла моя предыдущая серия работ. Я подумал: почему бы не взять этих героев и не рассмотреть с такой точки зрения?
Какого рода это были работы?
Те, предыдущие, представляли собой особенные приспособления, которые довольно сильно искажали человеческое тело, увеличивали некоторые его части — глаза, руки, — придавали им другие формы, пропорции. Это была отдельная серия таких устройств. Когда я при помощи этих приспособлений пробовал увеличить отдельные части тела человека, получалось, что люди становились ненастоящими, какими-то сказочными героями. И я подумал: а что было бы, если бы такие люди существовали на самом деле, какие бы у них были кости, как бы они выглядели? Сначала я заинтересовался этим. Получилось, что я думал-думал и решил рассмотреть уже существующих всем известных мультипликационных героев. Как они должны были бы выглядеть на самом деле в жизни? Какие бы у них были кости? Вы спрашиваете, как я довел детских героев до такого состояния? Для меня это все тоже очень мило и красиво выглядит. Посмотрите на эти скелеты: они не страшные, они улыбаются, у них веселые характеры, у них все хорошо.
У выставки нет ограничений по возрасту?
Вообще-то нет. Но вчера я видел рекламный плакат выставки, там было написано «от 6 лет». Я удивился. Наверное, решили, что маленькие дети захотят все это потрогать и их будет сложно контролировать. Не испугаются — наоборот, им будет интересно, а тут, мол, надо себя вести все-таки осторожно. Но все же это идея музея, я бы не устанавливал таких цензов.
Вы что-нибудь знаете о российских мультипликационных персонажах? Не хотели бы их распатронить? Например, Крокодила Гену, Винни-Пуха или Чебурашку вы наверняка знаете. Чебурашкины уши смотрелись бы потрясающе!
Честно говоря, несмотря на то, что выставка у меня в России, с российскими мультипликационными героями мне еще не приходилось сталкиваться. Но я подумаю о том, чтобы в будущем сделать работы и с ними.
Сколько времени занимает создание одного скелета? Вы же подходите к этому с научной точки зрения. И сколько у вас их всего?
У меня уже 16 готовых выставочных образцов, они все приехали сюда, на выставку. Еще есть несколько рисунков на стадии проработки. Вообще выставка включает в себя не только сами экспонаты, но и картины. Есть Багз-Банни, есть вообще выдуманные герои. Сейчас в стадии прорисовки находится Микки-Маус. Я над ним еще работаю и потом планирую сделать его аниматус. На каждый скелет уходит очень много времени. Но у меня и много помощников: производство одного экспоната делится на несколько этапов, и на каждом занята своя группа. Иногда одновременно один экспонат находится на одной стадии производства, другой — на другой и параллельно с этим может быть начата работа над третьим. В целом весь процесс может занимать до восьми месяцев. Это, конечно, зависит от размера экспоната и его сложности. Но вообще из-за одновременной работы над несколькими аниматусами сложно сказать, сколько времени уходит на один.
А какой материал используется при изготовлении скульптур?
Готовый экспонат сделан из особого вида пластика и покрыт масляной краской. Однако, прежде чем мы приступаем к созданию финальной версии, мы делаем этюды из клея и силикона.
Количество мультяшных персонажей все же ограниченно. Как вы выбираете счастливчика, который станет вашим следующим героем? С какого персонажа вы начали? А кто был вторым?
Первый мой экспонат назывался Lepus Animatus (лат. «заяц одушевленный». — TANR). Каждый экспонат имеет свое собственное имя — название вида, как в биологии. Это был прототип Багза-Банни. А второй мой герой — Койот. Помните, который все носился, гонялся за птичкой? (Речь о мультсериале «Хитрый Койот и Дорожный Бегун». — TANR.) Мне очень нравился этот мультфильм в детстве. Я начал работу с тех мультфильмов, которые мне больше всего запомнились.
А почему это американские герои, а не какие-нибудь корейские?
Во времена моего детства американские мультфильмы были на пике популярности. Тогда Корея попала в эту волну, да и многие другие страны тоже: все дети смотрели только американское, и я в том числе. Но даже сейчас, хотя с тех пор прошло столько времени, когда я путешествую по миру со своими экспонатами, где бы я ни включил телевизор в номере отеля — везде идет «Том и Джерри».
Чем обусловливается выбор персонажа, которого вы собираетесь сделать?
У меня нет строгих критериев. Я выбираю самых ярких героев, чтобы можно было с легкостью сказать, кто это. Ориентируюсь на свои впечатления и воспоминания. Вот Микки-Мауса скоро начнем делать. Я очень надеюсь, что время и силы позволят мне сделать всех, но пока что мы изготавливаем только хиты.
А может быть, еще какие-то мысли есть? Кого-нибудь другого раздеть — не мультперсонажа, а какого-нибудь вымышленного инопланетянина?
Есть особый смысл в том, что я увлекаюсь именно мультипликационными героями. Им всем уже много лет. Например, Микки-Маус появился на наших экранах аж 80 лет назад. Моя работа как археологические раскопки, в ней есть элемент нахождения ископаемого. Поэтому мне нужен старый персонаж.
Делаются ли эти вещи на продажу и, если делаются, сколько может стоить скелетик?
Когда я начинал работу над этим проектом, у меня и в мыслях не было их продавать. Но всегда, конечно, основным заработком для художника является не столько возможность выставлять свои произведения, сколько возможность их продажи. Зарабатывать нужно всем. В самом начале коллеги удивлялись и спрашивали, кто захочет покупать какие-то кости. Но на самом деле продажи идут: кое-что уже находится в частных коллекциях, кое-что — в музеях. Сейчас мне пришлось попросить на время некоторые работы у владельцев, для того чтобы они смогли поучаствовать в выставке. Точную цену назвать я не могу. Скажу только, что они недешевые. Но хочу подчеркнуть, что изначально все это делалось не с целью продажи: когда работаешь, чтобы только продать, не вкладываешь столько себя, своей души. Просто у людей появился интерес к моим работам.
Не было ли идеи совместить эту выставку с социальной рекламой? Дети наверняка обожают эти скелеты — может, стоило как-то препарировать их и, например, в игре показать что-то вроде «если вы будете курить, у вас будут вот такие легкие»? Добавить элемент нравственности и пропаганды здорового образа жизни, возможно, привить что-то разумное, доброе, вечное подрастающему поколению.
Я считаю, что каждый человек, приходя на выставку, понимает что-то свое, уносит какое-то свое знание и для каждого оно разное. Я против использования искусства в обучающих целях. Искусство должно быть посвящено приятному времяпрепровождению. То же самое с музыкой: если она будет нацелена только на образование, никто не будет ее слушать. Я бы не хотел вкладывать такой посыл в свои работы. Для меня важно, чтобы людям было приятно проводить время на выставках.
Что за секретный персонаж, которого обещают в анонсе? Мы можем его раскрыть?
Я точно не знаю, что подразумевали под этим, но на выставке мы покажем несколько новых работ. Будет одна новая утка. У меня уже был Дональд-Дак, а теперь есть еще и черная уточка, которой раньше не было (Даффи-Дак. — TANR). И будут совершенно новые объекты: там, помимо костей, к персонажам прикреплены мышцы, раньше такого не было.
А какие дальше планы? Не все же мультиками увлекаться.
Конечно, у меня в Южной Корее в сентябре откроется выставка, на которой будет представлен костяк огромной курицы. Я уже все придумал: угощать будут пивом и острыми крылышками.