18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новый свет в окне

№33
Материал из газеты

Второе рождение витража, в версии художников ХХ века

После войны у витражного искусства во Франции начинается новая жизнь. Чаще по государственной и церковной инициативе, реже по частной. Художники активно привлекаются для замены уничтоженных витражей, восстановления поврежденных и создания новых. Заказы стали получать не просто светские, а самые современные художники. Строительство церкви Нотр-Дам-де-Ту-Грас в Пасси в 1946 году возмутило консервативных католиков. Мало того что выглядит как обычное савойское шале и крыша домиком, так еще и оформлять ее позвали художников Парижской школы. Фасад сделал Фернан Леже, а ветхозаветные истории на стеклах — Жан Базен, Пьер Боннар, Жорж Брак, Марк Шагал.

Еще меньше напоминает церковь часовня Ле Корбюзье в Роншане (1955) — шедевр из бетона с задранным к небу «носом», с маленькими окнами разной формы и крышей-треуголкой. Ле Корбюзье считал витражи признаком старой архитектуры и вместо них использовал просто цветные стекла. Первые абстрактные витражи, работы Альфреда Манесье, появились в крошечной церквушке XVIII века Сен-Мишель-де-Брезо в горах на востоке Франции.

Мощным памятником витражному искусству XX века стал cобор Сент-Этьенн в Меце. Его назвали «божественным светильником», потому что стекло в нем занимает более 6 тыс. м2. Охраняемый памятник архитектуры с уникальной коллекцией витражей с XIII века первым допустил к себе художников-авангардистов. Начал в 1957 году Жак Вийон, старший из братьев Дюшан. В 1964-м подключились Роже Бисьер, витражи которого напоминают живопись Пауля Клее, и Марк Шагал. Для уже немолодого художника это был первый, но не последний опыт работы со стеклом. После Меца он получил заказы от семьи Рокфеллеров, от Организации Объединенных Наций и так далее. А сегодня его витражами вдохновляется, например, Дэмиен Хёрст.

В 1976 году в разрушенном в годы войны соборе Сен-Сир в Невере начались масштабные работы по восстановлению витражей, завершившиеся только в 2011 году. Более 1 тыс. м2 поделили между собой пятеро художников: Рауль Убак, Жан-Мишель Альберола, Клод Виаллат, Франсуа Руан и Готфрид Хонеггер. Получился музей французского искусства второй половины XX века под готическими сводами собора. А суровую романскую архитектуру XII века аббатства Сен-Фуа в Конке подсветил Пьер Сулаж. Художник долго искал подходящее стекло, хотел, чтобы витражи в тени принимали цвет песочных стен, а на солнце отражали окружающую зелень. Стекло — толстое, с бугристой поверхностью — нашлось, а все 104 арочных окна он связал лентой своего любимого черного цвета.

Кураторы выставки подробно останавливаются на каждом соборе, дополняют витражные секции чертежами, фотографиями и видео. Рассказывают и о современных витражных мастерских, и об этапах производства стекла, и о том, что витражи возможны не только в соборах, но и в спортивных залах Парижа. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+