18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новый свет в окне

№33
Материал из газеты

Второе рождение витража, в версии художников ХХ века

После войны у витражного искусства во Франции начинается новая жизнь. Чаще по государственной и церковной инициативе, реже по частной. Художники активно привлекаются для замены уничтоженных витражей, восстановления поврежденных и создания новых. Заказы стали получать не просто светские, а самые современные художники. Строительство церкви Нотр-Дам-де-Ту-Грас в Пасси в 1946 году возмутило консервативных католиков. Мало того что выглядит как обычное савойское шале и крыша домиком, так еще и оформлять ее позвали художников Парижской школы. Фасад сделал Фернан Леже, а ветхозаветные истории на стеклах — Жан Базен, Пьер Боннар, Жорж Брак, Марк Шагал.

Еще меньше напоминает церковь часовня Ле Корбюзье в Роншане (1955) — шедевр из бетона с задранным к небу «носом», с маленькими окнами разной формы и крышей-треуголкой. Ле Корбюзье считал витражи признаком старой архитектуры и вместо них использовал просто цветные стекла. Первые абстрактные витражи, работы Альфреда Манесье, появились в крошечной церквушке XVIII века Сен-Мишель-де-Брезо в горах на востоке Франции.

Мощным памятником витражному искусству XX века стал cобор Сент-Этьенн в Меце. Его назвали «божественным светильником», потому что стекло в нем занимает более 6 тыс. м2. Охраняемый памятник архитектуры с уникальной коллекцией витражей с XIII века первым допустил к себе художников-авангардистов. Начал в 1957 году Жак Вийон, старший из братьев Дюшан. В 1964-м подключились Роже Бисьер, витражи которого напоминают живопись Пауля Клее, и Марк Шагал. Для уже немолодого художника это был первый, но не последний опыт работы со стеклом. После Меца он получил заказы от семьи Рокфеллеров, от Организации Объединенных Наций и так далее. А сегодня его витражами вдохновляется, например, Дэмиен Хёрст.

В 1976 году в разрушенном в годы войны соборе Сен-Сир в Невере начались масштабные работы по восстановлению витражей, завершившиеся только в 2011 году. Более 1 тыс. м2 поделили между собой пятеро художников: Рауль Убак, Жан-Мишель Альберола, Клод Виаллат, Франсуа Руан и Готфрид Хонеггер. Получился музей французского искусства второй половины XX века под готическими сводами собора. А суровую романскую архитектуру XII века аббатства Сен-Фуа в Конке подсветил Пьер Сулаж. Художник долго искал подходящее стекло, хотел, чтобы витражи в тени принимали цвет песочных стен, а на солнце отражали окружающую зелень. Стекло — толстое, с бугристой поверхностью — нашлось, а все 104 арочных окна он связал лентой своего любимого черного цвета.

Кураторы выставки подробно останавливаются на каждом соборе, дополняют витражные секции чертежами, фотографиями и видео. Рассказывают и о современных витражных мастерских, и об этапах производства стекла, и о том, что витражи возможны не только в соборах, но и в спортивных залах Парижа. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+