К празднованию 400-летия дома Романовых отечественные музеи подошли во всеоружии: множество выставок, посвященных этой знаменательной дате, открываются чуть ли не каждый день, и не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других российских городах и за рубежом. Обладающий внушительной коллекцией портретов императорской семьи Государственный исторический музей с небольшим перерывом после закрывшейся в середине лета масштабной выставки Романовы. Начало династии теперь собирается открыть еще одну, не менее значительную — Романовы. Портрет династии.
Выставка охватит весь период правления династии и соберет портретные изображения не только самих монархов, но и членов царской семьи. Более 400 произведений живописи, скульптуры, графики и фотографии будут разделены по хронологическому принципу, последовательно по времени представляя все периоды правления Романовых, начиная с первого представителя династии Михаила Федоровича(1596–1645).
Авторы проекта поставили перед собой цель показать «романовский портрет» как отдельный жанр в русском искусстве. Он включает работы как иностранных художников — того же англичанина Джорджа Доу, назначенного в 1828 году Николаем I официальным художником императорского двора, обрусевших Михаила Зичи, Адольфа Шарлеманя, скульпторов Леопольда Бернштама, Ивана Витали, Карла Растрелли, — так и произведения русских живописцев —портреты кисти Федора Рокотова, Александра Маковского, Николая Сверчкова, Ильи Репина. Будет, конечно, и большая подборка фотографий царской семьи, снятых, в частности, одним из первых русских фотографов Сергеем Левицким и самым модным фотографом Петербурга второй половины XIX века Карлом Бергамаско.
О быте и досуге царской семьи поведают исторические и жанровые произведения, среди которых коронации, военные и бытовые сценки. А дополнят этот богатый видеоряд живыми деталями так называемые мемории — личные вещи членов царской семьи, их автографы и подарки. Остается только добавить, что многие экспонаты выставки извлечены из хранения впервые. Подготовлен к выставке и каталог, в который включены хрестоматийные произведения, и, что особенно ценно, экспонаты, редко или никогда раньше не появляющиеся на публике.