В Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка, на которой представлена частная коллекция наивного искусства. Ее владелец — мэр города Евгений Ройзман решил подарить свое собрание городу. По мнению экспертов, этот поступок городского чиновника не только пример продолжения традиции дарения коллекций, но и беспрецедентное событие с точки зрения городской культуры, ведь в таком количестве (более 30 художников) наивное искусство в екатеринбургском музее никогда еще не было представлено.
Большую часть коллекции Евгения Ройзмана составляют авторы из Екатеринбурга и Свердловской области. Работы Нины Варфоломеевой и Альберта Коровкина довольно известны и были уже опубликованы во «Всемирной энциклопедии наивного искусства». Картины этнофутуриста Эчика Барцева не раз выставлялись в Екатеринбурге. Отдельное место в экспозиции занимают произведения широко известного пермского писателя Нины Горлановой. При этом большая часть коллекции будет показана публике впервые.
Работы художников группировались по авторско-тематическому принципу, так как каждый наивный художник развивает в произведениях основную тему своей жизни. Например, Устюгов — современную и древнюю историю Урала, Варфоломеева — сцены сельской жизни в довоенное время, Барцев — судьбу марийского народа, Каменских — счастье и праздники советских людей, Титова и Баранова — тихие радости сельской жизни.
Следует отметить, что в коллекции мэра есть работы художников, для которых сюжет служит лишь поводом насладиться цветом, формой или фактурой зримого воплощения своего внутреннего мира. В рисунках Трофимовой, Коровкина и Языкова можно увидеть упоение самой художественной техникой, наслаждение от «игры в краски». Наивная живопись Горлановой, рисующей не столько кисточками, сколько красками, содержит библейские мотивы и размышления на темы сюжетов традиционной, классической живописи.
Наивное искусство, по мнению организаторов выставки, — это «неразгаданный феномен современности». «Исторически оно восходит к народному иконописанию и крестьянской домовой росписи, связанным со стремлением художников-самоучек приумножить благолепие канонической живописи, перенести образы и истории повествовательной живописи в крестьянский быт», — рассказывает пресс-секретарь музея Яна Шляхецкая.