18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Дега — шутник, поэт, отшельник и искусный рисовальщик

№33
Материал из газеты

Как развивалось новаторское и уникальное мастерство великого импрессиониста?

Эдгар Дега был прежде всего рисовальщиком, и, как показывает книга, его долгий путь можно проследить, анализируя лишь рисунки и пастели. В прекрасно иллюстрированном, тщательно разработанном и на удивление доступном труде Кристофер Ллойд прослеживает биографию Дега, останавливаясь на основных этапах развития его графической манеры. Ключевые работы мастера рассмотрены в контексте академических практик, общей истории импрессионизма и постимпрессионизма, а также самой биографии художника.

Ллойд утверждает: мастерство Дега-рисовальщика оставалось краеугольным камнем его творчества на протяжении всей жизни. Подготовительные рисунки, несомненно, играли важную роль в ранние годы, когда Дега в основном писал картины на исторические сюжеты, портреты членов семьи и друзей. Влияние традиции было значительным и тогда, и позднее, когда в 1860-х годах он совершил резкий поворот к темам из современной жизни — как в сохранившихся набросках из блокнотов, так и в созданных для рынка цветных графических листах.

Дега создал множество рисунков по мотивам работ старых мастеров: известно более 600 таких вариаций, к которым он (как и Поль Сезанн) продолжал возвращаться через много лет после учебы. Он никогда не был слепым подражателем: на протяжении всей своей жизни творчески перерабатывал первоисточники, неизменно питавшие его художественное воображение. Ллойд проводит уместную параллель с Антуаном Ватто, который, подобно Дега, имел своего рода фонд рисунков, к которым обращался при создании живописных работ.

Дега известен частыми переменами манеры на поздних этапах жизни. По мнению Ллойда, движущей силой здесь стало стремление к совершенству, непрерывный поиск оригинальности. Художник экспериментировал с различными техниками и материалами.

Живопись эссенцией в 1860-е годы дала ему больше свободы, придала его листам особую эмоциональность и непосредственность.

В 1870-е Дега разрабатывал технику монотипии, используя ее как основу для гуашей. Позднее, в 1880–1890-е годы, он работал с калькой — это позволяло произвольно изменять и развивать композицию. К 1890-м его любимой техникой стала пастель, размывающая границы между живописью и графикой. Поздние обнаженные Дега написаны интенсивно, яркими, даже кислотными, цветами, нанесенными энергичной штриховкой.

Ллойд уделяет внимание техдеталям, понятно объясняя такие инновации, как монотипия, описывая эксперименты Дега с разными фиксирующими средствами для пастели. В книге есть и примеры визуального анализа: как художник изменял угол наклона карандаша, добиваясь особого эффекта, или работал пальцами, размывая и размазывая рисунок в манере, предвосхитившей модернистов.

Из-за того, что сам по себе текст книги сравнительно краток, некоторые частности биографии Дега представлены предельно сжато. Однако при этом Ллойд подробно останавливается на отдельных произведениях (Портрет Эдмона Дюранти (1879) из Коллекции Баррелла и Ожидание (ок. 1882), хранящееся в Музее Гетти) и других ключевых моментах: первых изображениях современной жизни в 1860-е годы, изображениях обнаженных в технике пастели, экспонировавшихся на последней выставке импрессионистов в 1886-м, пейзажах-монотипиях на выставке у Дюран-Рюэля в 1892‑м. В книгу вошла богатая подборка иллюстраций из частных и музейных коллекций: копии старых мастеров, наброски близких, рисунки жокеев и балерин, монотипии с мотивами пейзажей и сцен из публичных домов, пастельные изображения модисток и обнаженных.

Остроту книге придают подробности, рисующие характер Дега: шутник, поднявший воротник из-за того, что в картинах Клода Моне много свежего воздуха, автор сонетов, отшельник-мизантроп в последние годы. 

Edgar Degas: Drawings and Pastels. Christopher Lloyd. Thames & Hudson. 320 с. £24,95 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+