18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дега — шутник, поэт, отшельник и искусный рисовальщик

№33
Материал из газеты

Как развивалось новаторское и уникальное мастерство великого импрессиониста?

Эдгар Дега был прежде всего рисовальщиком, и, как показывает книга, его долгий путь можно проследить, анализируя лишь рисунки и пастели. В прекрасно иллюстрированном, тщательно разработанном и на удивление доступном труде Кристофер Ллойд прослеживает биографию Дега, останавливаясь на основных этапах развития его графической манеры. Ключевые работы мастера рассмотрены в контексте академических практик, общей истории импрессионизма и постимпрессионизма, а также самой биографии художника.

Ллойд утверждает: мастерство Дега-рисовальщика оставалось краеугольным камнем его творчества на протяжении всей жизни. Подготовительные рисунки, несомненно, играли важную роль в ранние годы, когда Дега в основном писал картины на исторические сюжеты, портреты членов семьи и друзей. Влияние традиции было значительным и тогда, и позднее, когда в 1860-х годах он совершил резкий поворот к темам из современной жизни — как в сохранившихся набросках из блокнотов, так и в созданных для рынка цветных графических листах.

Дега создал множество рисунков по мотивам работ старых мастеров: известно более 600 таких вариаций, к которым он (как и Поль Сезанн) продолжал возвращаться через много лет после учебы. Он никогда не был слепым подражателем: на протяжении всей своей жизни творчески перерабатывал первоисточники, неизменно питавшие его художественное воображение. Ллойд проводит уместную параллель с Антуаном Ватто, который, подобно Дега, имел своего рода фонд рисунков, к которым обращался при создании живописных работ.

Дега известен частыми переменами манеры на поздних этапах жизни. По мнению Ллойда, движущей силой здесь стало стремление к совершенству, непрерывный поиск оригинальности. Художник экспериментировал с различными техниками и материалами.

Живопись эссенцией в 1860-е годы дала ему больше свободы, придала его листам особую эмоциональность и непосредственность.

В 1870-е Дега разрабатывал технику монотипии, используя ее как основу для гуашей. Позднее, в 1880–1890-е годы, он работал с калькой — это позволяло произвольно изменять и развивать композицию. К 1890-м его любимой техникой стала пастель, размывающая границы между живописью и графикой. Поздние обнаженные Дега написаны интенсивно, яркими, даже кислотными, цветами, нанесенными энергичной штриховкой.

Ллойд уделяет внимание техдеталям, понятно объясняя такие инновации, как монотипия, описывая эксперименты Дега с разными фиксирующими средствами для пастели. В книге есть и примеры визуального анализа: как художник изменял угол наклона карандаша, добиваясь особого эффекта, или работал пальцами, размывая и размазывая рисунок в манере, предвосхитившей модернистов.

Из-за того, что сам по себе текст книги сравнительно краток, некоторые частности биографии Дега представлены предельно сжато. Однако при этом Ллойд подробно останавливается на отдельных произведениях (Портрет Эдмона Дюранти (1879) из Коллекции Баррелла и Ожидание (ок. 1882), хранящееся в Музее Гетти) и других ключевых моментах: первых изображениях современной жизни в 1860-е годы, изображениях обнаженных в технике пастели, экспонировавшихся на последней выставке импрессионистов в 1886-м, пейзажах-монотипиях на выставке у Дюран-Рюэля в 1892‑м. В книгу вошла богатая подборка иллюстраций из частных и музейных коллекций: копии старых мастеров, наброски близких, рисунки жокеев и балерин, монотипии с мотивами пейзажей и сцен из публичных домов, пастельные изображения модисток и обнаженных.

Остроту книге придают подробности, рисующие характер Дега: шутник, поднявший воротник из-за того, что в картинах Клода Моне много свежего воздуха, автор сонетов, отшельник-мизантроп в последние годы. 

Edgar Degas: Drawings and Pastels. Christopher Lloyd. Thames & Hudson. 320 с. £24,95 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+