18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Можно ли рассказать просто о сложном?

№33
Материал из газеты

Издательство «Авангард» запускает новую серию монографий, посвященных ведущим художникам современной России. Вышли два первых выпуска — о творчестве Олега Кулика и о дуэте Владимира Дубосарского и Александра Виноградова

В обращении к читателю московский коллекционер и издатель Пьер Броше рассказывает, что призывал своих авторов отвечать так, как если бы их об этом попросили близкие друзья, не разбирающиеся в искусстве. Так и есть. За последнее время выпущено много фундаментальных и тяжеловесных «персональных» каталогов; интеллектуальных книжек, связанных с искусством, тоже публикуется достаточно; и все же современное искусство до сих пор не может избавиться от тега «непонятное». Изящная по задумке и более чем разумная в современных условия серия «Имена» издательства Ad Marginem, кажется, такой цели не преследовала. Зрителю, коллекционеру и просто интересанту приходится рассчитывать только на свои силы. Многим эта задача удается, о чем свидетельствуют на удивление толковые вступительные тексты Дмитрия Волкова, выступившего от имени компании Social Discovery Ventures, финансово поддержавшей проект.

Первые два выпуска серии, планируемой большой и представительной, посвящены звездам 1990-х. Одна — дуэту Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, другая — Олегу Кулику. Виктор Мизиано, автор монографии о Дубосарском — Виноградове, своих героев называет «художниками поколения». Но и Кулик имеет не меньшее право претендовать на такое звание. Это правильно: герои 1990-х заслужили бронзовые памятники в полный рост. А уменьшенные копии этих монументов должны продаваться в каждом газетном киоске.

Есть небольшая психологическая проблема для самих мастеров искусств: они не очень готовы к последовательной музеефикации и переживают фрустрации из-за некоторых эпизодов своей творческой биографии. Оба персонажа изначально строили проекты на работе в медиальном пространстве, но теперь уже прилагают усилия к тому, чтобы как-то отслоить созданные ими же самими медийные образы. (Олег Кулик однажды сказал: «Моя биография — это тот имидж, который мне навязывает общественное мнение…»)

Таким образом, следует признать, что перед авторами, Виктором Мизиано и Людмилой Бредихиной, откликнувшимися на призыв Пьера Броше, стояла весьма сложная задача чисто литературного свойства. И они смогли! Героическими усилиями пригладили присущий им интеллектуальный «хардкор», не сделав при этом никаких послаблений по части интеллектуальной насыщенности и научной достоверности. Тексты главреда «Художественного журнала» Виктора Мизиано пересыпаны максимами Жана Бодрийяра и других любомудров современности. Но и они выглядят уместными в таком заведомо просветительском контексте. Особенно следует отметить точные и изощренные описания конкретных работ — жанр достаточно необычный для этого автора, наклонного, скорее, к абстрактному теоретизированию.

Текст Бредихиной немного выпадает из формата, подразумевающего отстраненность. Людмила — до определенного момента жена, соратница Олега Кулика. Именно она теоретически оформила Анималистический проект, а в некоторых случаях ее имя указывалось в качестве соавтора. Сейчас выступая уже как ученый, с высокой степенью корректности и последовательности она описывает объект своего исследования. При этом время от времени тактично вплетая в повествование крайне занимательные фрагменты чисто автобиографического свойства. 

Бредихина Л. Олег Кулик. М.: Авангард, 2015. 96 с.

Мизиано В. Виноградов и Дубосарский. М.: Авангард, 2015. 96 с.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+