18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

За закрытыми дверьми: чем занимаются дилеры

№33
Материал из газеты

Дельцы средней руки отказываются от традиционных площадок в пользу более гибких моделей

Все большее число дилеров уходит из материальных офлайновых галерей, предпочитая фриланс-проекты и «кочевые» бизнес-модели. Ряд дилеров средней руки, закрывших свои галереи в прошлом году, сейчас возвращается на рынок с гибридными проектами, в которых они выступают одновременно в роли арт-консультантов, посредников и кураторов, зачастую работая в союзе с бывшими конкурентами.

«Мне хотелось иметь больше свободы», — говорит Антонио Хомем из галереи Sonnabend, закрывшей свое нью-йоркское пространство в прошлом году. Теперь Хомем, который унаследовал традиционную галерейную модель от своей покойной матери Илеаны Соннабенд, вместе с галереей Sean Kelly представляет фотографа Кандиду Хёфер. Совместная работа дает ему возможность посвящать больше времени организации передвижных выставок знаменитой коллекции Соннабенд, в том числе грядущих экспозиций в Ка’Пезаро в Венеции (май — декабрь) и в Фонде Серральвеса в Португалии (февраль — май 2016 года).

«Сейчас, когда мир современного искусства так разросся, стало куда проще заниматься многими вещами, — говорит бывший галерист Джей Горни. — У независимых кураторов, арт-консультантов и людей, предпочитающих нетрадиционные методы работы, появилось гораздо больше возможностей».

За одну выставку куратор-фрилансер может получить до $50 тыс., меньшие выплаты варьируются между $2 тыс. и $10 тыс. плюс проценты с продаж.

С 1985 по 2005 год Горни владел собственной галереей, после чего занял должность директора галереи Mitchell-Innes & Nash в Нью-Йорке. В прошлом году он покинул ее, чтобы открыть собственную независимую дилерскую и консультационную фирму, и с тех пор успел принять участие в ряде художественных ярмарок, в том числе в Independent Projects и Outsider Art Fair, и продолжает исполнять роль независимого консультанта по работе с наследием покойной американской художницы Сары Чарльзуорт. В июне он планирует провести выставку художницы-абстракционистки Деборы Ремингтон в манхэттенской галерее Wallspace.

Такое расширение сферы деятельности происходит одновременно с тем, что «содержать физическое галерейное пространство становится все труднее».

«Все больше денег достается все более узкому кругу художников и галерей», — сетует Горни.

«В то время как галереи и художники в этом топовом сегменте получают от расширения рынка огромные прибыли, для галерей среднего и нижнего сегментов выгоды от этого гораздо меньшие или их даже совсем нет», — говорит экономист Олав Вельтхёйс, адъюнкт-профессор социологии в Амстердамском университете.

За последнее десятилетие стоимость аренды возросла, а посещаемость галерей снизилась; в то же время размеры комиссионных вознаграждений уменьшились, а необходимость принимать участие в художественных ярмарках и устраивать выставки стала увеличиваться. «Назовем это эффектом торговой сети Walmart: это ровно то, что Home Depot сделали с мелкими магазинами бытовой техники, а Amazon — с книжными, — говорит Майкл Пламмер, глава Artvest Partners и исполнительный директор нью-йоркской ярмарки Spring Masters. — То же самое происходит в индустрии искусства, только с запозданием на 15–20 лет».

Многие дилеры средней руки попросту устали от традиционной системы. Николь Клагсбрун, которая после 30 лет работы закрыла в 2013 году носившую ее имя галерею в Нью-Йорке, теперь продолжает работу на арт-рынке с собственной компанией, а 10 мая открывает выставку художницы-керамистки Бри Руэ в галерее Mesler/Feuer (до 21 июня). «Я совсем не скучаю по лишним расходам, — говорит она, — не скучаю по трудностям, связанным с поиском новых художников, с удерживанием уже имеющихся, с уходом работников в другие галереи, с борьбой за участие в ярмарках. Все это приняло чересчур механистический характер».

«Люди были шокированы», когда Кристен Додж в прошлом году закрыла одноименную галерею. «Во многих отношениях дела у нас шли очень даже хорошо, и я не распространялась о своей неуверенности», — говорит она. Решение о закрытии нью-йоркского дела «далось труднее, чем решения о его открытии или об управлении галереей», признается Додж, которая продолжает работать с отдельными художниками и коллекционерами, но по большей части «наслаждается жизнью вне художественной среды».

Однако при всех преимуществах свободы и гибкости, которые дает эта кочевая модель, она не лишена и недостатков. Физические пространства по-прежнему обладают определенным престижем, и большая часть ведущих художественных ярмарок не допускает к участию дилеров без галерей, уверяет дилер Эдвард Винклеман, занимающийся поиском новой площадки, с тех пор как в прошлом году истек срок его договора аренды в Челси. Более того, по его словам, «художники предпочитают выставлять свои работы в рамках персональных выставок и стремятся в галереи, предоставляющие такую возможность».

И все же, по мере того как арт-рынок будет консолидироваться, все большее число дилеров начнут отказываться от физических площадок. «Галерейное пространство символизирует такой рынок, где успешные дилеры могут полагаться на узкий круг лояльных клиентов, — говорит Вельтхёйс. — По-видимому, те времена уже прошли».

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+