Открылась обновленная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее», который ровно 20 лет существует в залах второго этажа Мраморного дворца. Представительное собрание классики современного искусства до сих пор остается единственным в России. В 1994 году Петер и Ирене Людвиг передали в дар Государственному Русскому музею 118 работ, и пока никакой другой отечественный музей не может похвастать таким количеством известнейших имен в своей коллекции. Коллекция Людвига не только отражение пристрастий своего собирателя, но еще и срез художественной моды 1990-х годов.
«Музей Людвига» — это несомненная марка, и больше года, пока новая экспозиция готовилась, работы гастролировали по миру. Самой успешной была выставка Visions of the Ludwig collection в городах Бразилии, одна из самых посещаемых в рейтинге The Art Newspaper: в 2014 году ее посмотрело свыше полумиллиона человек. Ядро коллекции все годы пополняется, как дарами Фонда Людвига, так и произведениями с проходящих выставок. В нынешнем варианте экспозиции, третьем по счету, кураторы Ирина Карасик, Маргарита Костриц и Владимир Перц из отдела новейших течений Русского музея сознательно обошлись без усложненной концепции, а сосредоточились на чистой форме, показав вещи как они есть, сопроводив работы экспликациями. Результатом стала просторная и внятная экспозиция.
Еще в аванзале зрителя встречает огромная и многодельная инсталляция Александра Бродского «Серое вещество», недавно подаренная художником музею и выставленная впервые. Рядом — две работы из серии «Книги по искусству» немецкой художницы Анне Бернинг; названия на книжных корешках способны сразу много сказать тому, кто начинал изучать современное искусство только по репродукциям. Зато теперь в первом зале Музея Людвига показано большинство главных художников XX века, от Пабло Пикассо до Жан-Мишеля Баскиа. Дальнейшая экспозиция естественно вплетает в общемировой контекст русское искусство: герои триптиха Игоря Макаревича «Стационарная галерея русских художников» Эрик Булатов, Иван Чуйков, Илья Кабаков лицами обращены к цитатам об искусстве, от Энди Уорхола до Георга Базелица, которыми со всех сторон декорирован пилон в центре зала. Следующими в анфиладе идут Гриша Брускин с фарфоровыми фигурками «Всюду жизнь», кунсткамерой советского человека, и Илья Кабаков с эмалевыми щитами и объяснениями инсталляции «Сад».
Немецкий неоэкспрессионизм — один из главных интересов Петера Людвига и занимает полагающееся ему место. Даже если Ансельм Кифер и Маркус Люперц представлены не самыми эталонными работами, германское «возвращение живописи» ярко переживалось в начале 1990-х годов (достаточно вспомнить «Новых художников» во главе с Тимуром Новиковым), и, судя по состоянию современного петербургского искусства, остается актуальным до сих пор. В следующих залах по планам будут временные выставки под эгидой Музея Людвига. Сейчас они заняты работами тех художников, кто оказался расставлен временем на более скромные места, но в музейном контексте также заслуживает внимания.
Летом 2007 года во дворе Мраморного дворца лицом к лицу с памятником Александру III встала «Первая всадница» — масштабная скульптура группы AEС + Ф, изображающая китайскую девочку верхом на тираннозавре. Меньше года спустя по требованию тогдашнего губернатора Валентины Матвиенко она была скрыта в брезентовый короб, тем самым невольно повторив судьбу конной статуи императора работы Паоло Трубецкого в советское время, и только теперь освобождена. Принимая во внимание нынешний l’air du temps, это решительный поступок музейщиков. Ведь современное искусство за прошедшие годы так и не вошло у массового зрителя в привычку, поэтому цели просвещения, которые ставил Людвиг, открывая в Петербурге филиал своего собрания, по-прежнему актуальны.