18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Экспозиция Музея Людвига обновилась

Открылась обновленная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее», который ровно 20 лет существует в залах второго этажа Мраморного дворца. Представительное собрание классики современного искусства до сих пор остается единственным в России. В 1994 году Петер и Ирене Людвиг передали в дар Государственному Русскому музею 118 работ, и пока никакой другой отечественный музей не может похвастать таким количеством известнейших имен в своей коллекции. Коллекция Людвига не только отражение пристрастий своего собирателя, но еще и срез художественной моды 1990-х годов.

«Музей Людвига» — это несомненная марка, и больше года, пока новая экспозиция готовилась, работы гастролировали по миру. Самой успешной была выставка Visions of the Ludwig collection в городах Бразилии, одна из самых посещаемых в рейтинге The Art Newspaper: в 2014 году ее посмотрело свыше полумиллиона человек. Ядро коллекции все годы пополняется, как дарами Фонда Людвига, так и произведениями с проходящих выставок. В нынешнем варианте экспозиции, третьем по счету, кураторы Ирина Карасик, Маргарита Костриц и Владимир Перц из отдела новейших течений Русского музея сознательно обошлись без усложненной концепции, а сосредоточились на чистой форме, показав вещи как они есть, сопроводив работы экспликациями. Результатом стала просторная и внятная экспозиция.

Еще в аванзале зрителя встречает огромная и многодельная инсталляция Александра Бродского «Серое вещество», недавно подаренная художником музею и выставленная впервые. Рядом — две работы из серии «Книги по искусству» немецкой художницы Анне Бернинг; названия на книжных корешках способны сразу много сказать тому, кто начинал изучать современное искусство только по репродукциям. Зато теперь в первом зале Музея Людвига показано большинство главных художников XX века, от Пабло Пикассо до Жан-Мишеля Баскиа. Дальнейшая экспозиция естественно вплетает в общемировой контекст русское искусство: герои триптиха Игоря Макаревича «Стационарная галерея русских художников» Эрик Булатов, Иван Чуйков, Илья Кабаков лицами обращены к цитатам об искусстве, от Энди Уорхола до Георга Базелица, которыми со всех сторон декорирован пилон в центре зала. Следующими в анфиладе идут Гриша Брускин с фарфоровыми фигурками «Всюду жизнь», кунсткамерой советского человека, и Илья Кабаков с эмалевыми щитами и объяснениями инсталляции «Сад».

Немецкий неоэкспрессионизм — один из главных интересов Петера Людвига и занимает полагающееся ему место. Даже если Ансельм Кифер и Маркус Люперц представлены не самыми эталонными работами, германское «возвращение живописи» ярко переживалось в начале 1990-х годов (достаточно вспомнить «Новых художников» во главе с Тимуром Новиковым), и, судя по состоянию современного петербургского искусства, остается актуальным до сих пор. В следующих залах по планам будут временные выставки под эгидой Музея Людвига. Сейчас они заняты работами тех художников, кто оказался расставлен временем на более скромные места, но в музейном контексте также заслуживает внимания.

Летом 2007 года во дворе Мраморного дворца лицом к лицу с памятником Александру III встала «Первая всадница» — масштабная скульптура группы AEС + Ф, изображающая китайскую девочку верхом на тираннозавре. Меньше года спустя по требованию тогдашнего губернатора Валентины Матвиенко она была скрыта в брезентовый короб, тем самым невольно повторив судьбу конной статуи императора работы Паоло Трубецкого в советское время, и только теперь освобождена. Принимая во внимание нынешний l’air du temps, это решительный поступок музейщиков. Ведь современное искусство за прошедшие годы так и не вошло у массового зрителя в привычку, поэтому цели просвещения, которые ставил Людвиг, открывая в Петербурге филиал своего собрания, по-прежнему актуальны.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+