18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Особняк нонконформизма

№33
Материал из газеты

Частное собрание работ Анатолия Зверева покажут на трех этажах московского особняка. Четвертый этаж займет кафе

Музей Зверева (Музей АЗ) готовится к открытию. Художник Анатолий Зверев (1931–1986) — один из важнейших героев плеяды нонконформистов-шестидесятников. Поэтому публика ждала открытия музея с конца прошлого года, но оно все время отодвигалось. Однако наконец назначена окончательная дата премьеры: Музей АЗ открывается 27 мая.
«Строительство — процесс вообще долгий, а в российских условиях еще и непредсказуемый», — сетует по поводу задержек генеральный директор музея Наталия Опалева. Впрочем, торопить организаторов музея некому: они сами себе начальство и инвесторы, а потому им простительно. Музей АЗ для современной России едва ли не уникальное явление, он построен целиком на частные деньги. Инициаторы его создания — Наталия Опалева, заместитель председателя правления Ланта-банка и одна из крупнейших акционеров золотодобывающего ОАО «Высочайший», и известная галеристка Полина Лобачевская.

Под музей было найдено и приобретено в частную собственность здание на 2-й Тверской-Ямской улице в районе метро «Маяковская». Исходя из стоимости особняков в Москве, можно предположить, что лишь его приобретение обошлось в $15–20 млн.

«Мы купили здание около трех лет назад и сразу стали разрабатывать проект музея. Это не мемориальный дом и не исторический памятник, двухэтажный особняк с мансардой построен уже в наши дни. Поэтому мы имели известную свободу маневра при планировочных решениях. Рассматривался даже вариант со сносом существующего здания, однако в итоге ограничились внутренними работами: хотелось открыть музей в обозримой перспективе, а не когда-нибудь…» — рассказывает Опалева.

Реконструкция заняла около двух лет. Процесс был тяжелым. Пришлось, например, менять лифт. Прежний был рассчитан на двух человек, новый (красивый стеклянный) — на 12. «Послали замеры изготовителю в Германию, лифт нам доставили, но оказалось, что шахту надо снова расширять: лифт не поместился. Любое строительство — это постоянные сюрпризы», — говорит гендиректор музея.

Объем полезных площадей в здании — 600 м2. Формат музея одного художника, как отмечает Наталия Опалева, большего и не предполагает. К тому же современные технологии позволяют сделать пространство емким с точки зрения количества размещенной информации.

Проект музея разработал дизайнер Анатолий Голышев — автор дизайн-проекта (совместно с Геннадием Синевым) недавней выставки Анатолия Зверева На пороге нового музея в Манеже, предвосхитившей нынешнее открытие.

«Голышев тогда очень точно воплотил наши представления о том, каким должен быть музей, и логично было доверить проект именно ему. Современный музей в нашем понимании должен активно использовать мультимедийные технологии. Надо сказать, что нынешняя эпоха отлично принимает Зверева. Мы судим об этом по тому количеству его работ, которыми заполнен Интернет. Получается: зритель чувствует этого художника даже через искажение виртуальности. Поэтому одна из стен в музее — это еще и экран. Таким образом мы как бы преодолеваем некоторую суженность пространства», — говорит арт-директор музея Полина Лобачевская.

При этом создатели Музея АЗ намерены продемонстрировать серьезность и консервативность в отношении своего детища. «Мы используем новые технологии, но оригинальные работы, как в любом традиционном собрании, обязательно будут экспонироваться. Покажем не только самого Зверева, но и художников его круга. Кроме того, уже запущена большая издательская программа, выпущена первая дюжина книг и альбомов с работами Анатолия Тимофеевича…» — рассказывает Опалева.

В 1999 году Полина Лобачевская представила выставку Зверева в Государственной Третьяковской галерее. Экспонировалось более 300 его работ. Предполагалось, что выставка продлится месяц, но это оказался тот редкий случай, когда по просьбам зрителей ее продлили еще на 30 дней. С тех пор популярность Зверева только росла.

Анатолий Зверев был необычайно плодовит. Им создано более 30 тыс. картин и иллюстраций. Художник писал портреты самых разных людей — от простых рабочих из Сокольников до генерального секретаря ООН. Он проиллюстрировал и немало литературных произведений от Апулея и Сервантеса до Андерсена и Гоголя (правда, его иллюстрации не печатались: Зверев не состоял в творческих организациях, а потому не мог сотрудничать с государственными издательствами).

Основа фонда музея — личная коллекция Наталии Опалевой — 500 работ. Еще более 600 картин и архивные материалы в дар музею передала Алика Костаки, дочь знаменитого греческого коллекционера Георгия Костаки. Всего же на данный момент собрано около 1,5 тыс. работ художника. Уже сейчас экспозиционные планы музея продуманы на три года вперед.

Из четырех этажей музейного здания три отданы под экспозицию, а на четвертом разместилось кафе. Первая задача, которую поставили себе организаторы премьерной выставки в новом музее, — познакомить широкий круг зрителей с личностью художника, с самым важным и значимым для него самого. Знакомство начнется с автопортретов Зверева — они будут занимать весь первый этаж. На втором этаже выставлено 27 портретов людей, окружавших художника: друзей, коллег, коллекционеров. Третий этаж отдан портретам Оксаны Асеевой — вдовы известного советского поэта, которая долгие годы была возлюбленной и музой Зверева. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+