Со времени публикации в 1958 году одной из авторитетнейших в научном мире монографий о Никола Пуссене (1594—1665) английского искусствоведа Энтони Бланта бытует мнение, что религия занимала весьма скромное место в жизни и творчестве французского мастера XVII века. Что он был скорее стоиком, чем христианином, скорее вольнодумцем, чем правоверным католиком. Что подтверждает и превалирующее количество сюжетов из античной мифологии в его наследии.
Однако в последнее время это мнение, еще раз декларированное искусствоведом Жаком Тюилье в его объемном каталоге к выставке Пуссена в Лувре в 1994 году, стало подвергаться сомнению.
Не в последнюю очередь благодаря Марку Фумароли, еще одного специалиста по Пуссену. Тщательнейшим образом исследовав биографию Пуссена, он пришел к выводу, что тот был ортодоксальным католиком, и что Блант представлял художника чуть ли не леваком из-за своих коммунистических симпатий. Известно, что в Риме, где Пуссен провел большую часть своей жизни и там же умер, он был близок кардиналу Франческо Барберини и дружил с его секретарем Кассиано даль Поццо. Они покровительствовали ему и заказали не одну картину на религиозную тему, такие как, например, Мученичество святого Эразма, 1628; Семь таинств, 1639–1640.
Теперь эта точка зрения нашла свое воплощение в выставке Пуссен и Бог в Лувре. Кураторы собрали для нее 63 живописных полотна и 34 рисунка на библейские и евангельские темы из коллекции Лувра и других музеев. Их распределили по семи разделам: римский католицизм, картины на тему Святого семейства, патроны-иезуиты и друзья-католики, предпочтение христианского провидения языческому фатуму, образы Моисея и Христа в творчестве Пуссена и, в конце, его величественные пейзажи, пронизанные божественным присутствием. Тем самым зрителю предлагают рассматривать искусство Пуссена, где часто соседствуют сакральное и языческое, в контексте его религиозных воззрений. И это еще один ключ к пониманию наследия большого мастера, но, скорее всего, тоже не последний.
Параллельно с выставкой Пуссена в Лувре открылась еще одна — Изготовление сакральных образов. Рим-Париж, 1580—1660. Она включает 85 картин, скульптур и рисунков и создает контекстуальный фон для выставки Пуссена. Акцент здесь сделан на различиях национальных школ в эпоху Контрреформации — триумфально-театральной в Риме и куда более классической, сдержанной и рациональной у французов.