18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Древний Радонеж теряет гектары

В ближайшее время территория достопримечательного места «Древний Радонеж XIV–XV веков» может сократиться на 2 га. Министерство культуры России, несмотря на протесты общественности и отрицательную экспертизу научно-методического совета по культурному наследию при ведомстве и Общественной палаты РФ (в 2013 году), приняло проект постановления о сокращении территории Древнего Радонежа.

На днях пресс-служба министерства сообщила, что «научно-проектная документация получила положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы и, кроме того, была одобрена членами научно-методического совета при Минкультуры России».

В марте прошлого года Министерство культуры РФ передало в правительство проект достопримечательного места «Древний Радонеж XIV–XV веков». Оно было внесено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, а Министерство культуры Московской области утвердило его границы. Параллельно на территории Радонежа действуют охранные зоны, установленные в 1986 году. Тогда решением Мособлисполкома было принято постановление о заповедном статусе 8 тыс. га вокруг Радонежа. На них распространяется режим, запрещающий застройку, допускается лишь сельскохозяйственное использование. В 1976–1985 годах в окрестностях Радонежа учеными было найдено 290 памятников археологии, истории и архитектуры, значительная их часть связана, естественно, с именем Преподобного Сергия Радонежского. На основе этих исследований и был разработан проект зон охраны.

Массовые нарушения режима охраны Радонежа начались еще в 2007 году. В период до 2012 года муниципальными властями Сергиево-Посадского района было разрешено строительство на 11 земельных участках общей площадью около 300 га. В 2011 году патриарх Кирилл описал сложившуюся ситуацию президенту. Один из лучших по сохранности, природный ландшафт долины реки Вори, где Михаил Нестеров писал картину «Видение отроку Варфоломею», был уже частично застроен коттеджным поселком «Радонежские просторы».

Тогда Дмитрий Медведев потребовал разобраться со сделками с землей, которые приводили к нарушению облика памятника истории. Еще через год в ситуацию вмешался президент Владимир Путин. Через два года Следственный комитет возбудил уголовное дело против первого заместителя главы Сергиево-Посадского района Сергея Тостановского. Его обвинили в том, что он своим решением отдал под застройку охраняемый участок Древнего Радонежа. Дело уже направлено в суд.

Одновременно шли суды собственников домов, возведенных в заповедных местах. Они пытались оспорить постановление 1986 года, устанавливающее охранные зоны Радонежа. На данный момент 6 из 11 судов уже проиграны, а Верховный суд признал постановление действующим.

Ситуация с Радонежем напоминает историю с застройкой на Бородинском поле в 2008 году. Тогда врио главы администрации Бородинского сельского поселения Майя Склюева с помощью мошеннических схем продала несколько участков на территории Бородинского музея-заповедника. В мае этого года Следственный комитет РФ сообщил о вынесении еще одного приговора в отношении нее. Майя Склюева признана виновной «в совершении мошеннических действий», которые нанесли ущерб бюджету Можайского муниципального района в размере 1,7 млн руб. Суд приговорил ее к штрафу в 500 тыс. руб. и шести годам и трем месяцам лишения свободы.

Ситуацию в Сергиево-Посадском районе отличает от истории с Бородинским музеем-заповедником то, что на заповедной территории построены уже сотни коттеджей. В результате были уничтожены десятки археологических памятников. Для того чтобы добиться сноса незаконных строений в Бородине, Министерству культуры России пришлось потратить два года на борьбу в судах. Сколько времени займут новые тяжбы и сколько собственников теперь пострадают от мошеннических действий чиновников, трудно представить.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+