18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Древний Радонеж теряет гектары

В ближайшее время территория достопримечательного места «Древний Радонеж XIV–XV веков» может сократиться на 2 га. Министерство культуры России, несмотря на протесты общественности и отрицательную экспертизу научно-методического совета по культурному наследию при ведомстве и Общественной палаты РФ (в 2013 году), приняло проект постановления о сокращении территории Древнего Радонежа.

На днях пресс-служба министерства сообщила, что «научно-проектная документация получила положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы и, кроме того, была одобрена членами научно-методического совета при Минкультуры России».

В марте прошлого года Министерство культуры РФ передало в правительство проект достопримечательного места «Древний Радонеж XIV–XV веков». Оно было внесено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, а Министерство культуры Московской области утвердило его границы. Параллельно на территории Радонежа действуют охранные зоны, установленные в 1986 году. Тогда решением Мособлисполкома было принято постановление о заповедном статусе 8 тыс. га вокруг Радонежа. На них распространяется режим, запрещающий застройку, допускается лишь сельскохозяйственное использование. В 1976–1985 годах в окрестностях Радонежа учеными было найдено 290 памятников археологии, истории и архитектуры, значительная их часть связана, естественно, с именем Преподобного Сергия Радонежского. На основе этих исследований и был разработан проект зон охраны.

Массовые нарушения режима охраны Радонежа начались еще в 2007 году. В период до 2012 года муниципальными властями Сергиево-Посадского района было разрешено строительство на 11 земельных участках общей площадью около 300 га. В 2011 году патриарх Кирилл описал сложившуюся ситуацию президенту. Один из лучших по сохранности, природный ландшафт долины реки Вори, где Михаил Нестеров писал картину «Видение отроку Варфоломею», был уже частично застроен коттеджным поселком «Радонежские просторы».

Тогда Дмитрий Медведев потребовал разобраться со сделками с землей, которые приводили к нарушению облика памятника истории. Еще через год в ситуацию вмешался президент Владимир Путин. Через два года Следственный комитет возбудил уголовное дело против первого заместителя главы Сергиево-Посадского района Сергея Тостановского. Его обвинили в том, что он своим решением отдал под застройку охраняемый участок Древнего Радонежа. Дело уже направлено в суд.

Одновременно шли суды собственников домов, возведенных в заповедных местах. Они пытались оспорить постановление 1986 года, устанавливающее охранные зоны Радонежа. На данный момент 6 из 11 судов уже проиграны, а Верховный суд признал постановление действующим.

Ситуация с Радонежем напоминает историю с застройкой на Бородинском поле в 2008 году. Тогда врио главы администрации Бородинского сельского поселения Майя Склюева с помощью мошеннических схем продала несколько участков на территории Бородинского музея-заповедника. В мае этого года Следственный комитет РФ сообщил о вынесении еще одного приговора в отношении нее. Майя Склюева признана виновной «в совершении мошеннических действий», которые нанесли ущерб бюджету Можайского муниципального района в размере 1,7 млн руб. Суд приговорил ее к штрафу в 500 тыс. руб. и шести годам и трем месяцам лишения свободы.

Ситуацию в Сергиево-Посадском районе отличает от истории с Бородинским музеем-заповедником то, что на заповедной территории построены уже сотни коттеджей. В результате были уничтожены десятки археологических памятников. Для того чтобы добиться сноса незаконных строений в Бородине, Министерству культуры России пришлось потратить два года на борьбу в судах. Сколько времени займут новые тяжбы и сколько собственников теперь пострадают от мошеннических действий чиновников, трудно представить.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+