18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Древний Радонеж теряет гектары

В ближайшее время территория достопримечательного места «Древний Радонеж XIV–XV веков» может сократиться на 2 га. Министерство культуры России, несмотря на протесты общественности и отрицательную экспертизу научно-методического совета по культурному наследию при ведомстве и Общественной палаты РФ (в 2013 году), приняло проект постановления о сокращении территории Древнего Радонежа.

На днях пресс-служба министерства сообщила, что «научно-проектная документация получила положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы и, кроме того, была одобрена членами научно-методического совета при Минкультуры России».

В марте прошлого года Министерство культуры РФ передало в правительство проект достопримечательного места «Древний Радонеж XIV–XV веков». Оно было внесено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, а Министерство культуры Московской области утвердило его границы. Параллельно на территории Радонежа действуют охранные зоны, установленные в 1986 году. Тогда решением Мособлисполкома было принято постановление о заповедном статусе 8 тыс. га вокруг Радонежа. На них распространяется режим, запрещающий застройку, допускается лишь сельскохозяйственное использование. В 1976–1985 годах в окрестностях Радонежа учеными было найдено 290 памятников археологии, истории и архитектуры, значительная их часть связана, естественно, с именем Преподобного Сергия Радонежского. На основе этих исследований и был разработан проект зон охраны.

Массовые нарушения режима охраны Радонежа начались еще в 2007 году. В период до 2012 года муниципальными властями Сергиево-Посадского района было разрешено строительство на 11 земельных участках общей площадью около 300 га. В 2011 году патриарх Кирилл описал сложившуюся ситуацию президенту. Один из лучших по сохранности, природный ландшафт долины реки Вори, где Михаил Нестеров писал картину «Видение отроку Варфоломею», был уже частично застроен коттеджным поселком «Радонежские просторы».

Тогда Дмитрий Медведев потребовал разобраться со сделками с землей, которые приводили к нарушению облика памятника истории. Еще через год в ситуацию вмешался президент Владимир Путин. Через два года Следственный комитет возбудил уголовное дело против первого заместителя главы Сергиево-Посадского района Сергея Тостановского. Его обвинили в том, что он своим решением отдал под застройку охраняемый участок Древнего Радонежа. Дело уже направлено в суд.

Одновременно шли суды собственников домов, возведенных в заповедных местах. Они пытались оспорить постановление 1986 года, устанавливающее охранные зоны Радонежа. На данный момент 6 из 11 судов уже проиграны, а Верховный суд признал постановление действующим.

Ситуация с Радонежем напоминает историю с застройкой на Бородинском поле в 2008 году. Тогда врио главы администрации Бородинского сельского поселения Майя Склюева с помощью мошеннических схем продала несколько участков на территории Бородинского музея-заповедника. В мае этого года Следственный комитет РФ сообщил о вынесении еще одного приговора в отношении нее. Майя Склюева признана виновной «в совершении мошеннических действий», которые нанесли ущерб бюджету Можайского муниципального района в размере 1,7 млн руб. Суд приговорил ее к штрафу в 500 тыс. руб. и шести годам и трем месяцам лишения свободы.

Ситуацию в Сергиево-Посадском районе отличает от истории с Бородинским музеем-заповедником то, что на заповедной территории построены уже сотни коттеджей. В результате были уничтожены десятки археологических памятников. Для того чтобы добиться сноса незаконных строений в Бородине, Министерству культуры России пришлось потратить два года на борьбу в судах. Сколько времени займут новые тяжбы и сколько собственников теперь пострадают от мошеннических действий чиновников, трудно представить.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+