18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Полотно Ивана Айвазовского «Вечер в Каире» не будет снято с торгов Sotheby’

Достигнута договоренность между нынешним владельцем картины и семьей наследников коллекционера Носенко, у которых полотно было украдено почти 20 лет назад.

Скандал, который начал разгораться вокруг полотна Ивана Айвазовского «Вечер в Каире» после того, как российское бюро Интерпола обратилось с запросом в правоохранительные органы Великобритании с тем, чтобы снять картину с торгов, исчерпан. Напомним, что причиной был тот факт, по уточнению официального представителя Министерства внутренних дел России Елены Алексеевой, что картина «была похищена в 1997 году из частной коллекции в г. Москве».

На аукционе, который состоится во вторник 2 июня, полотно оценено в £1,5–2 млн, и оно их достойно. Художник написал очень мало изображений Каира (по дореволюционным спискам, всего семь, в музеях в советский период числился один), а такой большой и роскошный вид наверняка был единственным. До начала 1940-х картина хранилась в коллекции Н.И.Дедова (это указано в провенансе полотна в каталоге Sotheby’s), потом перешла к министру водного транспорта Носенко. Тот выставлял работу один раз (указана в каталоге выставки в зале на Кузнецком Мосту, без иллюстрации), а потом она перешла по наследству его вдове Тамаре Георгиевне Носенко. В 1997 году московскую квартиру уже очень пожилой дамы (ей было почти 80) ограбили и полотно украли вместе с пейзажем Алексея Саврасова и жанром Константина Маковского. Уголовное дело завели, но бедная вдова была так напугана, что не могла даже толком описать произошедшее: путалась не только в подробностях события, но даже в том, что было изображено на картине. В последнем не были уверены и более молодые наследники, никаких изображений работы не сохранилось; спустя несколько месяцев Тамара Носенко умерла.

В околоантикварном сообществе царило мнение, что картина именно та, другой такой просто никогда не было. Но никаких формальных доказательств не существовало. В 2013 году Sotheby’s уже пытался включить это произведение, у которого сейчас совсем другой — и наверняка вполне добросовестный — владелец, в торги. Аукционный дом столкнулся с вышеописанной историей, полотно с торгов снял и обратился в российские официальные органы. Есть сведения о том, что в 2014 году он получил в ответ вполне официальный документ, в котором сказано, что в материалах уголовного дела о краже отсутствуют фотография, описание и любые другие документы, которые давали бы возможность сравнить выставленную на торги картину с той, что была украдена у Носенко. Следствие не располагало также никакой информацией о том, была ли похищенная картина подлинником и вообще была ли она в наличии у Носенко в момент ограбления (действительно, та потихоньку распродавала коллекцию). По той же причине картины нет в базах украденных ценностей, по которым любой аукционный дом проверяет поступающие к ним работы.

Тогда Sotheby’s решили повторить опыт, но на сей раз наследники Носенко, прежде отказывавшиеся от любых контактов, видимо, обратились в Минкульт и МВД с просьбой вновь заняться этим делом. Однако даже им стало ясно, что теперь, когда с момента кражи прошло уже почти 20 лет, те, кто картину вообще видел, уж точно позабыли, сколько на ней было танцовщиц и сколько окон в доме, за которым открывается завораживающий, медовый с фиолетовым, вид на вечерний Каир.

Поэтому семья наследников Носенко и нынешний владелец картины вступили в переговоры и достигли соглашения, по которому полотно будет продано, как и планировалось, на русских торгах Sotheby’s утром 2 июня. Как будет поделена прибыль, не уточняется.

Справедливость восстановлена, только жаль, что произошло это со скандалом, который дестабилизирует и так дышащий на ладан русский рынок.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+