18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Цель – выставки, оправдывающие средства

Напряженная политическая ситуация последнего года, помноженная на только еще начинающийся экономический кризис, ударила и по российским музеям. Некоторым из них пришлось спешно переверстывать бюджет, кому-то — пересматривать выставочный план на год, вычеркивая из него сорвавшиеся зарубежные проекты, и практически всем — искать финансовой помощи спонсоров (напомним, что в начале года бюджет Министерства культуры РФ сократили на 10%).

«На нас сильнее влияет экономический кризис, чем политические неурядицы, — сообщил TANR генеральный директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Миндлин. — Наши финансовые доноры сегодня не готовы оказывать такую же поддержку, как раньше, поэтому приходится включать режим жесткой экономии, в том числе сокращать сотрудников, что самое неприятное. Бюджет ГЦСИ на 2015 год — 203 млн руб., плюс правительство должно выделить дополнительные средства на проведение симпозиума „Аланика“ и Уральской биеннале современного искусства. На работу в регионах, где у нас семь филиалов, денег почти нет, выделенных 1,9 млн руб. не хватает даже на обязательные платежи по содержанию музейных помещений. Очевидно, придется отказываться от ряда проектов».

В Московском музее современного искусства (ММОМА) ситуация лучше: массовых сокращений пока не предвидится, выставочный план остается без изменений. В рамках оптимизации расходов здесь убрали единый билет, действовавший во всех московских филиалах музея, заменив единоразовым, и одновременно подняли цены.

«Партнеры, которые всегда нас поддерживали, например компания „Новатэк“, продолжают помогать, — говорит исполнительный директор ММОМА Василий Церетели, — но приходится прикладывать все больше усилий, чтобы не отменить ни один из запланированных проектов, а значит, привлекать дополнительные внебюджетные средства».

Положительный результат сегодняшнего кризиса для институций, связанных с современным искусством, — солидарность, которой прежде не было, считает куратор, главный редактор «Художественного журнала» Виктор Мизиано. «В условиях напряженной общественно-политической ситуации ежедневная работа музеев становится все более нервозной и менее вдохновенной, из-за этого многие деятели культуры начинают искать работу за границей, другие площадки для своих проектов, — говорит Мизиано. — С проблемой недофинансирования музеев, сокращением сотрудников я столкнулся, готовя несколько проектов для ГЦСИ и ММОМА. Но ведь и частные спонсоры умеряют свои щедроты. Многие предприниматели переносят производства на европейские рынки и скорее заинтересованы в спонсировании тамошних культурных институций, поскольку это создает важный для западного бизнеса символический капитал».

Крупные федеральные музеи пока чувствуют себя лучше других. Так, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина TANR рассказали, что ни кризис, ни политическая обстановка на его планы не повлияли, с зарубежными партнерами связи не только не ослабли, но «активизируются». Все запланированные выставки состоятся, музей уже намечает проекты на 2016 и 2017 годы. В Государственном Эрмитаже также подтвердили, что «выставочный план на текущий год остается в силе».

Бывшая глава Музейно-выставочного центра «РОСИЗО», а ныне директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова уверена: самый сильный удар придется по региональным площадкам, большие столичные музеи сумеют перераспределить силы. «В РОСИЗО ни один проект за прошедший год не был отменен, — объясняет она. — Все договоренности о привозе произведений искусства в Москву были выполнены, несмотря на то что они подписывались в очень сложные политические моменты: один, с Имперским военным музеем в Лондоне, сразу после присоединения Крыма, а другой, с амстердамским Стеделейк-музеем, — после падения малазийского „Боинга“».

Третьяковская галерея, которую Зельфира Трегулова возглавила в феврале, оказалась в более тяжелом положении. Летом польское правительство отказалось от планов перекрестного Года культуры России — Польши, соответственно, отменились все связанные с ним проекты, в том числе большая ретроспектива Генриха Семирадского в Третьяковке. Все остальные международные проекты музея остаются в силе. Так, на следующий год запланирована большая выставка совместно с лондонской Национальной портретной галереей.

Куда сложнее ситуация на местах. «В этом году у нас было запланировано четыре больших проекта в регионах, в частности открытие филиала Третьяковской галереи в Новосибирске, куда во время вой­ны эвакуировали коллекцию галереи, — говорит директор ГТГ, — но выставка отменилась из-за нехватки средств. То же самое произошло с тремя другими проектами. Музеи сегодня все больше рассчитывают на спонсорскую помощь, и, для того чтобы ее не лишиться, им потребуются серьезные усилия по созданию высококлассных выставок, от поддержки которых бизнесу будет трудно отказаться».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+