Приунывший после торгов Christie’s русский арт-рынок снова приободрился. Аукцион русской живописи Sotheby’s прошел вполне удовлетворительно, если не хорошо (сказать так страшно, потому что уж больно печальные настроения у русских людей, обычно собирающихся в зале торгов на Нью-Бонд-стрит). Унылую, хоть и вполне музейного статуса картину Алексея Саврасова «Волга под Юрьевцем» никто не купил (эстимейт был £1,4–1,8 млн — многовато, учитывая, что полгода назад ее купили за €939 тыс.). Полотно Ивана Айвазовского «Вечер в Каире» все же сняли с торгов (за него просили £1,5–2 млн, но конфликт между бывшими владельцами картины, у которых ее вроде бы украли, и нынешним владельцем разрешить простой договоренностью не удалось).
Зато все остальное пользовалось вполне приличным спросом. Портрет с обложки, «Ардалион Петрович Новосильцев» кисти Владимира Боровиковского, ушел за очень достойные £869 тыс. Это не миллионы, конечно, какие платили на прошлогоднем Christie’s за ампирные семейные портреты художника, но тоже много. Николай Рерих с хорошим провенансом и невиданный прежде рынком продан за £497 тыс. Ушли и пейзаж Петра Кончаловского, и цветы Наталии Гончаровой, хоть и не так дорого, как могли бы прежде. И даже за безвоздушные снежные пейзажи художника Ивана Шультце, который имеет гипнотическое влияние на некоторых коллекционеров, заплатили £50 тыс. и £70 тыс.
Звездой торгов стала «Спящая девочка» Зинаиды Серебряковой из коллекции русского дипломата, посла Временного правительства в США Бориса Бахметьева. Слишком юная, чтобы считаться девушкой, но достаточно прекрасная, чтобы привлекать взгляды, «Девочка» была главным козырем Sotheby’s. Предварительно оценена она была в £400–600 тыс., а продана, после десятиминутного торга, за £3,875 млн. Во время этой длительной процедуры аукционист лорд Марк Полтимор охрип, а присутствовавшие свернули себе шеи, высматривая, кто там в середине зала повышает цену. В конце концов картину купил аноним по телефону, а в зале аплодировали и свистели, и даже скабрезно подмигивали — наверное, просто завидовали новому владельцу.
Еще один рекорд был поставлен для работ Павла Челищева, на торгах была целая группа его гуашей. Маленькая работа с фигурами купальщиков, написанных с трех разных точек зрения, ушла за £62 тыс., а большая и яркая, из редкой испанской серии, с развевающимся красным плащом тореадора и брутальным крупом быка — за £677 тыс., что стало рекордом (прежний составлял £640 тыс., заплаченных в 2010 году за «Портрет Рут Форд»).
Раздел нонконформизма и современного искусства прошел неровно: Владимира Вейсберга покупали, Олега Васильева — нет, а лидер двух прошлых сезонов Георгий Гурьянов был приобретен по нижней границе эстимейта.