18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Айдан Салахова: между ориентализмом и постмодерном

Одалисок Айдан Салаховой летом покажут в Серпуховском историко-художественном музее — поближе к вакханкам Генриха Семирадского и красавицам Константина Маковского. В серпуховском музее хранится весьма достойная коллекция русского искусства XIX века, где заметное место отведено академистам. С их картинами работы действующего академика Академии художеств Айдан Салаховой сравнивать будет особенно интересно.

Салахову принято считать адептом неоакадемизма. Начав с феминистских тем, выраженных на ее холстах узнаваемыми гендерными символами, уже в 1990‑е она стала отдавать предпочтение Красоте — так появились ее одалиски. Когда современные художники отказывались от живописи как анахронизма, консерватизм Айдан выглядел радикальным жестом. Тогда еще можно было говорить о некоторой близости к «академизму»: и тут и там только восхищение прекрасной плотью. Со временем раскрепощенные женщины Востока у Айдан надели паранджу, но от этого не став менее радикальными. Скорее, наоборот: паранджа скрывала более откровенную чувственность. В выставленных в Серпухове проектах Раскрытие, Предстояние, Персидские миниатюры, а также в новых работах изображены ритуальные сцены. Из суфийских мистификаций, иконописи и психоанализа сложился пряный постмодернистский букет. В этих сюжетах, где в центре всегда Женщина, все — иносказание. Если искать аналогии в истории искусства, то это Экстаз святой Терезы Бернини. Монахиня Тереза — в состоянии блаженства, абсолютно чувственного, но придраться к нему невозможно, потому что все там согласно каноническому житию святой. У Айдан похожая история. Она изображает ритуал с помощью знаков, символизирующих чувственность. И обнаруживает общую природу между духовным и чувственным: в обоих действует механизм катарсиса — просветление через аффект. И хотя от академизма здесь остались лишь точность рисунка и композиции, а также академическое знание истории искусств, закутанным в мраморные одеяния гуриям наверняка будет удобно в залах неоклассического особняка, построенного Романом Клейном

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+