Одалисок Айдан Салаховой летом покажут в Серпуховском историко-художественном музее — поближе к вакханкам Генриха Семирадского и красавицам Константина Маковского. В серпуховском музее хранится весьма достойная коллекция русского искусства XIX века, где заметное место отведено академистам. С их картинами работы действующего академика Академии художеств Айдан Салаховой сравнивать будет особенно интересно.
Салахову принято считать адептом неоакадемизма. Начав с феминистских тем, выраженных на ее холстах узнаваемыми гендерными символами, уже в 1990‑е она стала отдавать предпочтение Красоте — так появились ее одалиски. Когда современные художники отказывались от живописи как анахронизма, консерватизм Айдан выглядел радикальным жестом. Тогда еще можно было говорить о некоторой близости к «академизму»: и тут и там только восхищение прекрасной плотью. Со временем раскрепощенные женщины Востока у Айдан надели паранджу, но от этого не став менее радикальными. Скорее, наоборот: паранджа скрывала более откровенную чувственность. В выставленных в Серпухове проектах Раскрытие, Предстояние, Персидские миниатюры, а также в новых работах изображены ритуальные сцены. Из суфийских мистификаций, иконописи и психоанализа сложился пряный постмодернистский букет. В этих сюжетах, где в центре всегда Женщина, все — иносказание. Если искать аналогии в истории искусства, то это Экстаз святой Терезы Бернини. Монахиня Тереза — в состоянии блаженства, абсолютно чувственного, но придраться к нему невозможно, потому что все там согласно каноническому житию святой. У Айдан похожая история. Она изображает ритуал с помощью знаков, символизирующих чувственность. И обнаруживает общую природу между духовным и чувственным: в обоих действует механизм катарсиса — просветление через аффект. И хотя от академизма здесь остались лишь точность рисунка и композиции, а также академическое знание истории искусств, закутанным в мраморные одеяния гуриям наверняка будет удобно в залах неоклассического особняка, построенного Романом Клейном.