Самый дорогой объект паблик-арта, заказанный властями столицы штата Калифорния города Сакраменто за всю его историю, стоит $8 млн. Именно во столько обойдется новому торгово-развлекательному центру Книжка-раскраска № 4 (2016) американского художника Джеффа Кунса. Местные художники и политики возмущаются: а нужна ли такая работа? «Кунс нам собирается свинью подложить за эти деньги!» — воскликнул на одном недавнем телешоу художник Марко Фуоко. «У города прежде не было возможности купить такую работу, потому что у нас не было достаточного финансирования», — отметил Шелли Уиллис, исполнительный директор комиссии Metropolitan Arts Sacramento в интервью газете Sacramento Bee.
Трехмерная скульптура высотой почти 5,5 м входит в серию Кунса Праздник — это яркий, словно ребенком раскрашенный силуэт Пятачка из известной сказки о Винни-Пухе. Работа финансируется в основном благодаря городской программе Percent for Art (PCA), в рамках которой девелоперы должны перечислять 2% строительных расходов на искусство в городской среде. PCA выделяет $5,5 млн (из бюджета, заложенного на строительство торгово-развлекательного комплекса) Gagosian Gallery, у которой и хотят приобрести работу. Оставшиеся средства обещали собрать владельцы баскетбольного клуба Sacramento Kings, в общей сложности это $8 млн, включая монтаж и установку арт-объекта. Еще $1,5 млн центр заложил на заказы для местных художников.
Работа Кунса не единственная покупка PCA, которая вызвала такой общественный резонанс. Например, жители Лонг-Айленда, как сообщают местные СМИ, уже окрестили Sunbather (2016), произведение художника Огада Мероми, которое вот-вот «украсит» улицы города, «огромной розовой кишкой». Многие возмущены отсутствием прозрачности и недостаточным местным участием: рендеры комиссии Мероми были представлены общественности только после того, как их утвердил нью-йоркский департамент по культурной политике.
Сейчас, согласно городскому законодательству, членами комиссии по отбору могут стать только искусствоведы, но в марте был внесен законопроект, требующий большей вовлеченности рядовых горожан. Инициатива, с которой выступают Джимми ван Брамер из нью-йоркского городского совета и поддерживающие его Лори Камбо и Брэд Ландер, предлагает проводить общественные слушания, на которых можно обсуждать и голосовать за те произведения искусства, которые будут принадлежать городу. Ван Брамер признался газете New York Times, что ожидает «широкую поддержку» законопроекта.
Не исключено, что процесс от этого станет еще более бюрократизированным. «Не думаю, что имеет смысл устраивать такие городские собрания-дебаты, чтобы обсуждать работы до того, как они будут заказаны или куплены», — считает Уиллис. Власти Сакраменто прислушиваются к общественному мнению, если стоимость произведения искусства превышает $100 тыс. Всегда существует опасность того, что вместо народа решения будут принимать чиновники. «Искусство может стать невероятно действенным инструментом выстраивания гражданского диалога, — говорит Нато Томпсон, главный куратор некоммерческого художественного фонда Creative Time. — Тем не менее тот паблик-арт, который будут одобрять вот такие „народные“ комиссии, скорее всего, негативно отразится на облике города». В любом случае эта схема долго не просуществует: чиновники на Аляске, в Калифорнии и Пенсильвании за то, чтобы если не отменить, то радикально ее перестроить. Сенатор Линн Гаттис от штата Аляска, в марте представившая требования к искусству в общественных местах, заявила: «Эти деньги вполне могли бы пойти на ремонт больниц или обеспечение безопасности».