18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Гудбай, Ленин!

В середине мая президент Украины подписал законы о декоммунизации. Согласно им официально запрещается советская символика, осуждается коммунистический режим, открываются архивы советских спецслужб. В связи с этим все памятники, имеющие отношение к советскому прошлому Украины, будут уничтожаться. Процесс на самом деле запущен давно: во время событий Майдана в декабре 2013 года в центре Киева участниками уличных акций протеста был снесен памятник Владимиру Ленину работы скульптора Сергея Меркурова. Это стало началом сноса монументов вождю пролетариата по всей Украине: демонтированы памятники в Конотопе, Днепродзержинске, Херсоне, Одессе, в Запорожской, Полтавской областях, далее везде. В основном в СМИ ранее фигурировала формулировка «снесены неизвестными» и «вандалами» — теперь же это официальная государственная политика. Явление приобрело масштаб войны с памятниками или, как его называют, «ленинопада».

Справка

Мнение

Антон Меркуров

Правнук скульптора Сергея Меркурова, памятник Ленину работы которого был снесен в Киеве

Эпоха монументальной пропаганды породила два крупных пласта «контента». Один — копии и менее качественные работы типа растиражированных миллионами экземпляров бюстов вождя пролетариата. Некоторые из них пылятся в подсобках, некоторые по сей день «украшают» помещения и улицы. Другой — работы великих мастеров того времени, увековечивших в камне политических деятелей ушедшей эпохи. Если в случае исчезновения первого пласта мир потеряет не много, то разрушение памятников, которые являются произведениями искусства и большой частью монументальной культуры, — трагедия, даже несмотря на то, что памятники изображают персон в одних случаях с, мягко говоря, спорной биографией, в других — попросту преступников. Актуальность наличия монументов выдающимся персонам тех лет на сегодняшних улицах наших городов может быть сомнительной и обсуждаться, но попытки их уничтожения, одна из которых увенчалась успехом в Киеве, преступны по отношению к собственной культуре. Условный «Ленинопарк», где на манер Парка скульптур «Музеон» могли бы быть собраны неактуальные по сегодняшним временам скульптуры, мог бы стать интересным проектом, в том числе с коммерческой точки зрения. Власть, по идее, должна легко расстаться с тем, что вызывает раздражение граждан, а многочисленные туристы будут счастливы увидеть гектары, которых более чем достаточно, заставленные гранитными шедеврами советской эпохи. Жаль, что любые инициативы, звучащие по этому поводу, так ими и остаются.

Еще…

Ненужными памятниками заинтересовался российский бизнесмен, в прошлом коллекционер современного искусства Умар Джабраилов, теперь с предложением о покупке ряда памятников советской эпохи выступила организация «Европейские левые». «Если новой власти на Украине не нужно ее прошлое, каким бы оно ни было в Советском Союзе, значит, ей не нужно будущее в союзе европейском. Мы добьемся своего и обязательно спасем хотя бы часть мирового наследия, попавшего в руки вандалов», — сказала представитель организации. Она также подчеркнула, что активисты специальной «Программы защиты» уже приступили к сбору средств, сообщает ТАСС со ссылкой на украинское издание «Голос.ua».

О том, какая позиция в отношении уничтожения памятников на Украине у Российского военно-исторического общества (РВИО), мы поговорили с его научным директором Михаилом Мягковым. «Бурным цветом разросся вандализм. По сути дела, власти Украины действуют как оккупационная сторона. Ведь когда фашисты захватывали территории, они первым делом рушили памятники. Сейчас мы видим, что сносятся памятники не только Ленину, но и Михаилу Кутузову, Александру Невскому и другим российским деятелям. Если они не заботятся о своем прошлом, то они вряд ли заботятся о своем будущем. Это неуважение к дедам и прадедам украинским, которые воевали в Великую Отечественную войну, их заслуга втаптывается в грязь», — подчеркнул Михаил Мягков. По его словам, РВИО готово поддержать любые инициативы по спасению памятников. «Другой вопрос — если украинцы узнают, что, допустим, Умар Джабраилов или „Европейские левые“ собираются спасти памятники путем их приобретения, то заломят такую цену, что ни у кого не хватит денег на покупку», — добавил он.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
6
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
7
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+