Напротив Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в галерее Мамонтовых — однофамильцев знаменитого мецената и коллекционера Саввы Мамонтова — открылась выставка «Художники Кукрыниксы — солдаты Великой войны. Окна ТАСС. Политическая карикатура».
Несмотря на то что коллекция галереи в основном состоит из произведений Серебряного века, она также обладает значительным собранием работ легендарного объединения художников, мастеров карикатуры и политической сатиры, известных под псевдонимом Кукрыниксы: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Их работы из коллекции Мамонтовых неоднократно выставлялись как в России, так и за рубежом. Нынешняя же выставка, по словам куратора Александры Салиенко, отличается от предыдущих подбором произведений: сейчас в галерее представлены только вещи военных лет — раньше же, в Царицыне и в Вене, показывалось творчество Кукрыниксов в целом. «В принципе, все, что Кукрыниксы сделали в военные годы, — это лучшее, что они сделали вообще, если уж говорить честно. Они и сами так считали и говорили о том, что если бы мы не сделали ничего ни до, ни после, то достаточно было бы того, что мы сделали в годы войны», — комментирует Александра Салиенко.
Выставка приурочена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, и то, что она открылась позже, чем основная масса экспозиций на военную тематику, идет ей на пользу: она не потерялась на фоне масштабных музейных проектов. В небольшой галерее разместилось около сотни политических карикатур, карандашных шаржей на Риббентропа, Гесса и других участников Нюрнбергского процесса, на котором Кукрыниксы присутствовали и работали. Также можно увидеть оригиналы «Окон ТАСС» — агитационных плакатов, нередко сочетавших в себе сатирическое изображение врага и едкие стихотворные комментарии. Многие работы с выставки сопровождаются стихотворениями Самуила Маршака, с которым они много и плодотворно сотрудничали. Присутствуют на выставке и зарисовки, сделанные в послевоенных Берлине и Нюрнберге, где запечатлено постепенное возвращение к мирной жизни, а также малоизвестные широкой публике масляные этюды руин разрушенных войной европейских городов.