Выставка Присутствуя в городе явно и незримо — экспозиция произведений современных российских художников из коллекции Газпромбанка — явственно привязана к цифрам. Например, к числу 25. Во-первых, столько лет исполнилось самому Газпромбанку, во-вторых, это веха, от которой отсчитывается история современного российского искусства, что собирает корпорация — единственная бизнес-структура в России, занимающаяся этим делом планомерно. Если добавить сакральную цифру 3 (таков стаж банковской коллекции), то упреков в нумерологии и пифагорействе будет просто не избежать. К числу же 1622, правда не столь явственно, привязан титр-слоган выставки Присутствуя..., предложенный ее куратором Андреем Паршиковым. Именно в указанном году на улицах Парижа появились прокламации с текстом: «Мы, посланцы главной Коллегии братьев Креста и Розы, зримо и незримо присутствуем в этом городе... Мы показуем и научаем...» Согласимся, что-то футурологическое или футуристическое было в том амбициозном заявлении. Речь, понятно, идет о розенкрейцерах, о тайном сообществе, или братстве, ученых, художников, литераторов и вообще просветителей — словом, об интеллигентах, которые пытались продвинуть знания той эпохи еще дальше, чем их предшественники — гиганты Возрождения.
«Газпромбанк стремится сохранить целостность и изначальный идейный замысел авторов, приобретая не отдельные работы, а полные проекты. Кроме того, мы инициируем создание художниками новых работ специально для коллекции. В ней представлены все жанры и техники, современное искусство России во всем его разнообразии», — говорит корпоративный куратор коллекции Марина Ситнина.
Коллекция Газпромбанка настолько обширна (от ветеранов советского андерграунда до молодых художников) и хронологически и эстетически разнообразна, что вполне может поспособствовать самому изощренному кураторскому выбору. А он в этот раз (до того были выставки коллекции в Московском государственном университете и в венской Альбертине) сфокусировался на теме магии художественного видения, эмпирического и артистического знания. «О зачарованных пространствах и сообществах и о том, нужно ли их „разочаровывать“», — так сформулировал свою концепцию куратор. Он решил пересмотреть сквозь призму розенкрейцерства высказывания/произведения 12 российских художников из собрания банка. И тут кстати, к теме urbis et orbis (послание «к городу и миру»), пришлись криптологические опусы Дмитрия Гутова (картина Знак «М», отсылающая к столичной подземке), «таинственные» абстрактные схемы коммунальных квартир Александры Паперно, «дионисийские» разгулы десантников на ВДНХ на фото Сергея Браткова (Моя Москва) и, наконец, своего рода opus magnum всей выставки — инсталляция Изделия Анатолия Осмоловского на большом подиуме в Государственном центре современного искусства — бронзовые танковые башни со срезанными пушками.