В искусстве ХХ века есть три больших скульптора, творчество которых сформировалось в 1920–1930-е годы: Генри Мур, Альберто Джакометти и Александр Колдер. В силу идеологических причин о показах их работ в СССР не могло быть и речи. По той же причине они практически отсутствуют в наших музейных собраниях. Первая ретроспектива Джакометти состоялась в 2008 году в ГМИИ. Муру повезло больше: три выставки в разные годы, начиная с 1990-х в ГМИИ, Эрмитаже и Музеях Московского Кремля. Теперь же в ГМИИ состоится наконец и долгожданная встреча с Колдером.
Надо только напомнить, что эта встреча не первая. В 1959 году в Москве в исторической теперь Американской национальной выставке участвовали две его скульптуры — Большой черный «московский» мобиль (1957) и Семиногое существо (1957), чтобы затем благополучно вернуться домой. На московской ретроспективе будет 56 произведений Колдера (скульптура, живопись, графика), охватывающих период с 1927 по 1976 год. 53 экспоната — из Фонда Колдера в Нью-Йорке, два из частных коллекций и единственная работа из фондов ГМИИ — гуашь, подаренная автором Святославу Рихтеру в 1970 году. Американский куратор выставки Александр Ровер, внук художника и президент фонда, составил ее хронологически. В начале — ранние скульптуры из проволоки, созданные в Париже, куда Колдер приехал впервые в 1926 году, поучившись до этого на художника в Нью-Йорке. Это Хелен Уиллс (1927), Геракл со львом (1928) и многофигурная Арена цирка (1929).
Кстати, первый парижский успех Колдера был связан именно с цирком, вернее, с его миниатюрной копией с самодельными фигурками циркачей и разных зверюшек из подручного «мусора». Развернув этот нехитрый реквизит на Салоне юмористов в 1927 году, Колдер разыграл целый спектакль. После его пришлось повторить еще не раз из-за оглушительного успеха: на представление сбегались как художники, так и просто зеваки. Появились и другие работы из проволоки — графические абрисы, но трехмерные, что давало основание называть их скульптурами. Почему проволока? В детстве Колдер мог наблюдать за работой деда и отца, тоже скульпторов, сгибавших металлические стержни и проволоку для арматуры своих работ из глины. Став уже известным в Париже, Колдер не стал почивать на лаврах. В 1930-м он посетил мастерскую Пита Мондриана — и вскоре появились его абстрактные композиции, подвешенные на проволоку и приводимые в движение рычагом или моторчиком, а со временем — оживающие благодаря дуновению ветра или прикосновению. Колдер называл их «объектами», пока Марсель Дюшан не придумал для них термин «мобиль». Кстати, устойчивые конструкции Колдера «стабилями» будто бы назвал еще один классик — Жан Арп. На выставке будет один из первых мобилей Колдера — Красный, белый, черный и медный (1934). По словам Ровера, «с изобретением мобиля в 1931 году, Колдер разрешил проблему, обозначенную в начале ХХ века русскими конструктивистами, — изобразить движение в его чистейшей форме».
В США большой успех к скульптору пришел с ретроспективой в МоМА (под кураторством того же Дюшана) в 1943-м. Международное же признание он получил после войны (как и Мур с Джакометти): выставки, заказы на монументальные стабили (мини-макеты которых также будут на выставке). А в 1952 году ему был, наконец, присужден и гран-при Венецианской биеннале.