Один из самых сильных образов древнего искусства — фигура поверженного воина на Александровой мозаике (ок. 100 до н.э.). В этом виртуозном произведении из Помпеев изображена битва между победоносным Александром Македонским и персидским царем Дарием III. Однако на втором плане мы обнаруживаем поверженного воина, лежащего под копытами коней и наблюдающего собственную смерть, глядя на отражение в сверкающем щите. Щит перекликается с другими частями мозаики, и его «полуслучайная полупрозрачность», как называет ее Рейбан Тейлор в книге The Moral Mirror of Roman Art («Нравственное зеркало древнеримского искусства»), играет роль программного введения в исследование зеркал и отражений. Она демонстрирует принцип, очевидность которого становится понятной благодаря повторениям: в образной системе римского искусства отражения не бывают случайными или второстепенными.
В современной культуре отражения обладают значением ясного видения. В древности они столь же часто ассоциировались с неясностью. Наиболее известное подтверждение этого — слова апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно...» В результате зеркала и отражения получили нравственное и мистическое значение. Римские художники обыгрывали образ поверхности зеркала или отражающего водоема.
Примером служит миф о том, как Афина изобрела флейту, представленный на мозаиках и резных саркофагах. Играя на только что изобретенном музыкальном инструменте, богиня посмотрела на свое отражение в реке. Увидев, как во время игры раздуваются ее щеки, она с отвращением отбросила флейту. Иной раз сцена эта передана буквально: богиня смотрит на свое отражение в реке. Однако на других вода изображена символически в виде стоящего рядом с ней бога реки. Персонифицированная река «отражает» Афину, глядя в ее потрясенное лицо. Такое буквальное представление о действии отражения вызывает в памяти волшебное зеркало из сказки о Белоснежке.
The Moral Mirror of Roman Art выходит за рамки истории искусства. Используя литературные и археологические источники, автор исследует мифы, проблемы гендера и маскулинности, культовые практики и древнюю оптическую науку.
Rabun Taylor. The Moral Mirror of Roman Art. Cambridge University Press. 285 с. £20,99, $34,99 (мягкая обложка). На английском языке