Сегодня рисунки из альбома Франсиско Гойи Ведьмы и старухи экспонируются в своей изначальной последовательности. Это стало возможным благодаря техническому исследованию, проведенному реставраторами, кураторами и историками искусства. Выставка в Галерее Курто в Лондоне, на которой все 22 чернильных рисунка, в число которых входят изображения дерущихся пожилых женщин, ведьм, несущих детей на спине, и танцующих старух, показывают вместе, стала первой экспозицией с того момента, как они были распроданы разным покупателям в Париже в 1877 году.
Реставраторы и кураторы посвятили месяцы делу, которое специалист по Гойе Жюльет Вильсон-Баро назвала «виртуозной криминалистической работой», — изучению разрозненных листов с целью установить их правильную последовательность. Несмотря на то что Гойя педантично нумеровал все рисунки, восемь из них с течением времени утратили маркировку. Проанализировав коричневые и серые пятна на обороте рисунков, специалисты «пришли к выводу, что все эти пятна — не просто случайные кляксы, попавшие на листы в мастерской», рассказывает куратор отдела графики Института Курто Стефани Бак. На самом деле это отпечатки, они соответствуют рисункам на лицевой стороне. Это говорит о том, что Гойя рисовал их в скрепленном альбоме, а не на отдельных листах бумаги, соединенных позже. Именно обнаружение отпечатавшихся отметин дало возможность определить верную последовательность.
Этот альбом входит в число восьми театрадей, созданных Гойей в последние 35 лет жизни. Ученые датируют его приблизительно 1819 годом — за пять лет до того, как художник уехал из Испании во Францию, где и умер. Он начал создавать не предназначавшиеся для посторонних глаз наброски в альбомах в период выздоровления от болезни, сделавшей его глухим. Вильсон-Баро полагает, что Гойя рассматривал эти произведения как самое ценное свое имущество, вероятно, поэтому он и взял их с собой во Францию. После смерти художника альбомы перешли в собственность его сына Хавьера, который собрал их в три большие книги. Когда он умер, внук Гойи распродал эти альбомы. В итоге Ведьмы и старухи и другие были разобраны, и рисунки из них вошли в albums factices, «развлекательные альбомы» гравюр и рисунков, пользовавшиеся популярностью у коллекционеров XIX века. Ведьмы и старухи, один из наименее изученных альбомов Гойи, демонстрирует огромное мастерство художника как наблюдателя за людьми. «Главное в его творчестве — уловить искру человеческого. С юных лет Гойя внимательно наблюдал за всем, что предлагала жизнь. С самого начала он был зачарован этим удивительным видом животного — человеком», — говорит Вильсон-Баро, добавляя, что предмет изображения на этих рисунках вовсе не отвратителен, как может показаться сначала.
Кейт Эдмондсон, реставратор произведений на бумаге из Института Курто, признается, что была «поражена» эмоциями, которые Гойе удалось выразить, используя простые мазки кистью. «Изначально я рассматривала эти рисунки исключительно с точки зрения материалов и состояния, но меня все больше и больше завораживали изображенные на них фигуры», — говорит она.