18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лопоухий Аполлон, вертящаяся кровать и 750 велосипедов на Art Basel

В эти дни в Базеле, куда ни плюнь, попадешь в галериста или коллекционера.

Во вьетнамском ресторане соседи по столику спрашивают, как будто стесняясь: «Вы, наверное, только современным искусством интересуетесь? А у нас в галерее не современное. Пикассо, кувшинки Моне. Приходите завтра. Стенд Хелли Нахмада». Конечно, как не прийти! До официального открытия ярмарки Art Basel для публики (в четверг) проходят бесчисленные превью для ВИП, и ВВИП, и ВВВИП — самых важных людей арт-мира.

Вчера вечером состоялся вернисаж уже традиционной выставки Art Unlimited, то есть самых масштабных и амбициозных работ. Эта выставка — часть ярмарки, у нее обычно нет куратора и какой-то особой идеи — галереи сами выбирают вещи, которые просто невозможно показать на стенде, но тем не менее можно приобрести. Но из-за того, что эти произведения большого формата во всех смыслах слова, статус у них, скорее, предмузейный — тут чаще заключают контракты на музейные выставки. Правда, на этот раз у выставки был куратор — Джанни Джетцер из вашингтонского Музея Хиршхорна. Он отобрал 74 проекта, созданных за последние 50 лет; хотя тут преобладают «свежие» вещи, встречаются и работы ветеранов: Янниса Кунеллиса, Эмилио Ведовы, Брюса Наумана, Дэна Флавина, Гилберта и Джорджа. Один из них, Гюнтер Юккер, создал из своих фирменных гвоздей на стене впечатляющий лозунг «Никогда не спорьте с полицейскими».

Первое, что видишь, пройдя за гигантские белые занавеси, закрывающие вход на выставку, — странную карусель — быстро вращающуюся огромную тарелку, на дне которой стоит кровать в натуральную величину, а на краю сидит молодой человек и невозмутимо читает книжку. Художник Юлиус фон Бисмарк апеллирует к Галилею и мыслит себя центром Вселенной (работа называется «Эгоцентричная система»). Рядом блестящая конструкция, напоминающая строительные леса. Знаменитый китаец Ай Вэйвэй не изменяет своей любимой теме — сплоченности масс: во внушительную пирамиду сложено 750 велосипедов самой популярной в Китае марки Forever (фактически это памятник одному из соотечественников художника, Ян Цзя, арестованному за нелегальный прокат велосипедов, чье дело имело огромный резонанс в Китае и в результате привело к смертной казни).

Вальяжных гостей вернисажа немножко и попугали жизненным перформансом: в одном из залов крушили музейные витрины (точно повторяющие витрины каирского музея, разграбленного в 2011 году) — так Каддер Аттиа мыслит себе «арабскую весну». Осколки стекла и камни — зрелище не из приятных. Поэтому многие предпочли воспользоваться предложением бразильцев из OPAVIVARÁ! и улеглись в развешанные художниками гамаки. Тут зона покоя и медитации, вокруг — цветущие деревья (цветы, правда, оказываются из полиэтиленовых пакетов, несущих смерть природе).

Сразу несколько залов-инсталляций наводят на банальные, но оттого не перестающие быть востребованными мысли о мусоре и способах его эстетизации. Инсталляция датчанина по имени Тал Р так и называется — «Мусорный человек», она представляет собой коллажи из всякой печатной продукции. Словак Роман Ондак представил целый зал со скульптурами, созданными из обшарпанной мебели, сломанных кресел, оторванных ручек — все это руками художника сложено в новые, не лишенные обаяния объекты. Таким образом он воссоздал бытовую атмосферу эпохи печатных машинок Remington — каждая из 50 скульптур включает в себя деталь машинки. Райан Макгинли позволяет зрителям заглянуть в мир своих эротических грез: комната «Годовой отчет» от пола до потолка оклеена фотографиями обнаженных моделей, которых художник снимал в своей студии, — надо сказать, это один из самых популярных экспонатов выставки. Якуб Юлиан Зиолковски действует в каком-то смысле еще жестче: в его выгородке работы художника-маргинала, живописующего женщин с восемью грудями, и мистические глаза, глядящие с небес. На такой «сюр» в других обстоятельствах искушенная базельская публика и не взглянула бы — но, раз профессиональный художник выбрал своего героя, смотрит как миленькая. Кстати, теме «художник в роли галериста» будет посвящен один из запланированных на ярмарке паблик-токов, то есть практика эта по-прежнему занимает художественные умы.

Наконец, невероятно смешную инсталляцию «Живая натура» на модную нынче тему рисовальных классов для всех желающих соорудил британский юморист Дэвид Шригли. В центре он поставил трехметрового силиконового «Аполлона» (вернее сказать, микеланджеловского Давида) с торчащими ушами и длинным утиным носом, отнюдь не атлетического телосложения, а вокруг расставил мольберты, предложив публике поупражняться в рисовании с натуры. Прелесть в том, что любой самый академический рисунок с такой натуры превращается в карикатуру.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+