18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лопоухий Аполлон, вертящаяся кровать и 750 велосипедов на Art Basel

В эти дни в Базеле, куда ни плюнь, попадешь в галериста или коллекционера.

Во вьетнамском ресторане соседи по столику спрашивают, как будто стесняясь: «Вы, наверное, только современным искусством интересуетесь? А у нас в галерее не современное. Пикассо, кувшинки Моне. Приходите завтра. Стенд Хелли Нахмада». Конечно, как не прийти! До официального открытия ярмарки Art Basel для публики (в четверг) проходят бесчисленные превью для ВИП, и ВВИП, и ВВВИП — самых важных людей арт-мира.

Вчера вечером состоялся вернисаж уже традиционной выставки Art Unlimited, то есть самых масштабных и амбициозных работ. Эта выставка — часть ярмарки, у нее обычно нет куратора и какой-то особой идеи — галереи сами выбирают вещи, которые просто невозможно показать на стенде, но тем не менее можно приобрести. Но из-за того, что эти произведения большого формата во всех смыслах слова, статус у них, скорее, предмузейный — тут чаще заключают контракты на музейные выставки. Правда, на этот раз у выставки был куратор — Джанни Джетцер из вашингтонского Музея Хиршхорна. Он отобрал 74 проекта, созданных за последние 50 лет; хотя тут преобладают «свежие» вещи, встречаются и работы ветеранов: Янниса Кунеллиса, Эмилио Ведовы, Брюса Наумана, Дэна Флавина, Гилберта и Джорджа. Один из них, Гюнтер Юккер, создал из своих фирменных гвоздей на стене впечатляющий лозунг «Никогда не спорьте с полицейскими».

Первое, что видишь, пройдя за гигантские белые занавеси, закрывающие вход на выставку, — странную карусель — быстро вращающуюся огромную тарелку, на дне которой стоит кровать в натуральную величину, а на краю сидит молодой человек и невозмутимо читает книжку. Художник Юлиус фон Бисмарк апеллирует к Галилею и мыслит себя центром Вселенной (работа называется «Эгоцентричная система»). Рядом блестящая конструкция, напоминающая строительные леса. Знаменитый китаец Ай Вэйвэй не изменяет своей любимой теме — сплоченности масс: во внушительную пирамиду сложено 750 велосипедов самой популярной в Китае марки Forever (фактически это памятник одному из соотечественников художника, Ян Цзя, арестованному за нелегальный прокат велосипедов, чье дело имело огромный резонанс в Китае и в результате привело к смертной казни).

Вальяжных гостей вернисажа немножко и попугали жизненным перформансом: в одном из залов крушили музейные витрины (точно повторяющие витрины каирского музея, разграбленного в 2011 году) — так Каддер Аттиа мыслит себе «арабскую весну». Осколки стекла и камни — зрелище не из приятных. Поэтому многие предпочли воспользоваться предложением бразильцев из OPAVIVARÁ! и улеглись в развешанные художниками гамаки. Тут зона покоя и медитации, вокруг — цветущие деревья (цветы, правда, оказываются из полиэтиленовых пакетов, несущих смерть природе).

Сразу несколько залов-инсталляций наводят на банальные, но оттого не перестающие быть востребованными мысли о мусоре и способах его эстетизации. Инсталляция датчанина по имени Тал Р так и называется — «Мусорный человек», она представляет собой коллажи из всякой печатной продукции. Словак Роман Ондак представил целый зал со скульптурами, созданными из обшарпанной мебели, сломанных кресел, оторванных ручек — все это руками художника сложено в новые, не лишенные обаяния объекты. Таким образом он воссоздал бытовую атмосферу эпохи печатных машинок Remington — каждая из 50 скульптур включает в себя деталь машинки. Райан Макгинли позволяет зрителям заглянуть в мир своих эротических грез: комната «Годовой отчет» от пола до потолка оклеена фотографиями обнаженных моделей, которых художник снимал в своей студии, — надо сказать, это один из самых популярных экспонатов выставки. Якуб Юлиан Зиолковски действует в каком-то смысле еще жестче: в его выгородке работы художника-маргинала, живописующего женщин с восемью грудями, и мистические глаза, глядящие с небес. На такой «сюр» в других обстоятельствах искушенная базельская публика и не взглянула бы — но, раз профессиональный художник выбрал своего героя, смотрит как миленькая. Кстати, теме «художник в роли галериста» будет посвящен один из запланированных на ярмарке паблик-токов, то есть практика эта по-прежнему занимает художественные умы.

Наконец, невероятно смешную инсталляцию «Живая натура» на модную нынче тему рисовальных классов для всех желающих соорудил британский юморист Дэвид Шригли. В центре он поставил трехметрового силиконового «Аполлона» (вернее сказать, микеланджеловского Давида) с торчащими ушами и длинным утиным носом, отнюдь не атлетического телосложения, а вокруг расставил мольберты, предложив публике поупражняться в рисовании с натуры. Прелесть в том, что любой самый академический рисунок с такой натуры превращается в карикатуру.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+