В сознании англосаксов Месье, младший брат Людовика XIV, ассоциируется с толпами его миньонов, расточительными увеселениями в Сен-Клу и двумя браками: с принцессой из династии Стюартов Генриеттой-Анной (1644–1670), дочерью Карла I, и с принцессой Палатинской Елизаветой-Шарлоттой фон Пфальц (1652–1722), более известной как Лизелотта. Начиная с XVIII века ее письмами зачитываются поколения читателей, обнаруживающих в них, насколько дурно Филипп I, герцог Орлеанский, обходился с женами.Тем не менее, как показывает в своей книге Поль Мисио, для историков французского меценатства королевский брат является прежде всего тонко разбирающимся любителем искусства. Его коллекции, сложившиеся из унаследованного, приобретенного в браках и полученного от щедрости старшего брата-короля, практически не изучены. В книге Les Collections de Monsieur, Frère de Louis XIV: Orfèvrerie et Objets d’Art des Orléans sous l’Ancien Régime (Коллекции Месье, брата Людовика XIV: ювелирные изделия и произведения искусства герцогов Орлеанских при «старом порядке»), снабженной впервые публикуемыми описями, задокументированы семейные сокровища герцогов Орлеанских, от описанного в 1635 году имущества тетки Филиппа и жены Карла I Генриетты-Марии и до принадлежавшего его наследнику Филиппу II на момент смерти в 1723 году. Книга богато снабжена иллюстрациями интерьеров, эскизами декораций и портретами. Автор составил обзор патронажной деятельности герцогов Орлеанских с начала XVII века до постепенного рассеивания коллекций. Финальная нота — фотография 1871 года, на которой изображен главный дворец герцогов Орлеанских в Сен-Клу, обращенный в руины во время франко-прусской войны.
Когда в 1671 году, после смерти Генриетты-Анны, произвели инвентаризацию ее имущества, опись и оценка одних только драгоценностей заняла два дня. Ей принадлежало более 200 изделий из фаянса, выставленных на каминных полках, комодах и кабинетах в Сен-Клу — во дворце, который в 1658 году Людовик XIV купил для своего 18-летнего брата. На одном веере, который ныне хранится в частной коллекции, Генриетта-Анна изображена сидящей за туалетом в компании спаниеля на подушке в роскошной спальне, богато обставленной серебряными торшерами и гарнитуром из стульев и кровати с красной обивкой. На другом веере, сегодня находящемся в Берлине, изображена лотерея в Большом салоне в Марли, о которой говорили как об одном из самых ярких образов эпохи Месье.
Такие ценные сообщения из первых рук об особенностях придворной жизни углубляют наше понимание этого закрытого мира.Роскошные интерьеры Сен-Клу служили декорациями как для «обедов, ужинов, легких трапез и medianoches [полуночных торжеств]» в стиле Тысячи и одной ночи, так и для грандиозных празднеств, длившихся по нескольку дней.
Лизелотта добавила в орлеанские коллекции великолепное серебро, однако большая его часть пропала. «Месье велел расплавить и распродать все серебро, доставленное из курфюрства Пфальц, и распределил вырученные средства между своими миньонами», хотя еще больше было пожертвовано в плавильный котел двух военных кампаний Людовика XIV — 1689 и 1700 годов. Следующая партия драгоценных гобеленов, золота и мебели прибыла в 1686 году из имущества ее матери-курфюрстины; они послужили для украшения галерей Сен-Клу. Знамениты пфальцские геммы — коллекция, насчитывавшая несколько сотен предметов, собиралась с середины XVI века. Лизелотта очень ценила их и даже занималась изучением. Для нее это было неким виртуальным путешествием в Древний мир. Ныне хранящиеся в Санкт-Петербурге, они показывают еще одну грань художественного меценатства герцогов Орлеанских.
Книга эта представляет собой нечто большее, чем простое исследование ювелирного дела. Текст обогащен мемуарами, дневниками, письмами, выдержками из Mercure de France и даже поэмой в честь открытия Сен-Клу, состоявшегося в октябре 1678 года.
Paul Micio. Les Collections de Monsieur, Frère de Louis XIV: Orfèvrerie et Objets d’Art des Orléans sous l’Ancien Régime. Somogy Editions d’Art. 366 с. и CD. €59 (твердая обложка). На французском языке