18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Три самые интересные выставки недели

Частная коллекция русского авангарда в «Рабочем и колхознице», ретроспектива Владислава Мамышева-Монро в Московском музее современного искусства, лисы классика концептуализма Виктора Пивоварова в Музее Востока.


Обширное собрание русского искусства московского коллекционера Юрия Носова уже выставлялось в 2001 году в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Но это была лишь часть его в составе выставки, посвященной искусству ленинградских художников 1920–1930-х годов. Теперь коллекцию Носова можно увидеть во всем ее разнообразии в Музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» на выставке «Русский авангард: от рассвета до заката». Здесь охвачена практически вся история русского искусства первой половины ХХ века — от «Союза молодежи» и «Бубнового валета» до ОСТа и группы «Маковец», учеников Казимира Малевича, ленинградского объединения «Круг» и группы «13». Хронологически экспозиция завершается 1930-ми годами, то есть закатом экспериментального периода в отечественном искусстве, когда творческие объединения постепенно были ликвидированы, а художники стали работать в куда более традиционной соцреалистической эстетике. К выставке вышел и полный каталог собрания Носова, включающего, помимо произведений русских художников, работы художников парижской школы, что позволяет сопоставить параллельные процессы в России и в интернациональной среде начала ХХ века. До 6 сентября.


Владислав Мамышев-Монро (1969–2013) был одним из самых ярких персонажей отечественного искусства 1990-х, великий мастер перевоплощений и красочных перформансов, обыгрывающих классические образы литературы, советского кино и звезд массмедиа. И все это в присущей только ему неповторимой карнавальной красочности. Кураторы выставки в Московском музее современного искусства представили самую полную версию наследия художника на основе его архивов, работ из государственных и частных коллекций. Именно полнотой этой выставки объясняется и ее название — «Архив М». Здесь самые известные серии Монро: «Политбюро» (1990), «Несчастная любовь» (1994), «Жизнь замечательных Монро» (1996), «Русские вопросы» (1997), «Любовь Орлова» (2000), а также мало или совсем неизвестные документы и материалы, включая постперформансы, разыгранные Владом после созданных им серий. До 23 августа.


Виктор Пивоваров, выставка «Лисы и праздники» которого открылась в Государственном музее искусства народов Востока, — один из столпов московского концептуализма, много раз выставлявшийся в России и за ее пределами. Те же, кто не очень знаком с этим направлением 1960–1970-х, наверняка хорошо знают Пивоварова как блестящего иллюстратора детских книг, в частности Ханса Кристиана Андерсена, Корнея Чуковского, и как создателя логотипа любимого всеми с детства журнала «Веселые картинки». Новый же графический проект «Лисы и праздники» (бумага, акварель, цветной карандаш, белила), посвящен восточной тематике, в центре выставки — образ лиса, очень популярного в мифологии народов Востока. В ней часто лис — это оборотень, который превращается в прекрасную девушку, приносящую несчастья всем, с кем не посчастливилось с нею встретиться. Этот образ распространен и в Китае, и в Японии, и в Корее. Но Пивоваров не был бы концептуалистом, если бы и здесь не придумал свою игру. «Лисы и праздники» — это история несуществующего народа Еврейской автономной области, у которого культ святых лис с праздниками и обрядами, тоже придуманными художником. Экспозицию завершает десятиметровая «Сутра страхов и сомнений», а также свитки из серии «Урок китайского». Забавно, что и здесь среди «иероглифов», стилизованных Пивоваровым, вдруг опять неожиданно мелькает лисий хвост. До 28 июня.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+