Частная коллекция русского авангарда в «Рабочем и колхознице», ретроспектива Владислава Мамышева-Монро в Московском музее современного искусства, лисы классика концептуализма Виктора Пивоварова в Музее Востока.
Обширное собрание русского искусства московского коллекционера Юрия Носова уже выставлялось в 2001 году в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Но это была лишь часть его в составе выставки, посвященной искусству ленинградских художников 1920–1930-х годов. Теперь коллекцию Носова можно увидеть во всем ее разнообразии в Музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» на выставке «Русский авангард: от рассвета до заката». Здесь охвачена практически вся история русского искусства первой половины ХХ века — от «Союза молодежи» и «Бубнового валета» до ОСТа и группы «Маковец», учеников Казимира Малевича, ленинградского объединения «Круг» и группы «13». Хронологически экспозиция завершается 1930-ми годами, то есть закатом экспериментального периода в отечественном искусстве, когда творческие объединения постепенно были ликвидированы, а художники стали работать в куда более традиционной соцреалистической эстетике. К выставке вышел и полный каталог собрания Носова, включающего, помимо произведений русских художников, работы художников парижской школы, что позволяет сопоставить параллельные процессы в России и в интернациональной среде начала ХХ века. До 6 сентября.
Владислав Мамышев-Монро (1969–2013) был одним из самых ярких персонажей отечественного искусства 1990-х, великий мастер перевоплощений и красочных перформансов, обыгрывающих классические образы литературы, советского кино и звезд массмедиа. И все это в присущей только ему неповторимой карнавальной красочности. Кураторы выставки в Московском музее современного искусства представили самую полную версию наследия художника на основе его архивов, работ из государственных и частных коллекций. Именно полнотой этой выставки объясняется и ее название — «Архив М». Здесь самые известные серии Монро: «Политбюро» (1990), «Несчастная любовь» (1994), «Жизнь замечательных Монро» (1996), «Русские вопросы» (1997), «Любовь Орлова» (2000), а также мало или совсем неизвестные документы и материалы, включая постперформансы, разыгранные Владом после созданных им серий. До 23 августа.
Виктор Пивоваров, выставка «Лисы и праздники» которого открылась в Государственном музее искусства народов Востока, — один из столпов московского концептуализма, много раз выставлявшийся в России и за ее пределами. Те же, кто не очень знаком с этим направлением 1960–1970-х, наверняка хорошо знают Пивоварова как блестящего иллюстратора детских книг, в частности Ханса Кристиана Андерсена, Корнея Чуковского, и как создателя логотипа любимого всеми с детства журнала «Веселые картинки». Новый же графический проект «Лисы и праздники» (бумага, акварель, цветной карандаш, белила), посвящен восточной тематике, в центре выставки — образ лиса, очень популярного в мифологии народов Востока. В ней часто лис — это оборотень, который превращается в прекрасную девушку, приносящую несчастья всем, с кем не посчастливилось с нею встретиться. Этот образ распространен и в Китае, и в Японии, и в Корее. Но Пивоваров не был бы концептуалистом, если бы и здесь не придумал свою игру. «Лисы и праздники» — это история несуществующего народа Еврейской автономной области, у которого культ святых лис с праздниками и обрядами, тоже придуманными художником. Экспозицию завершает десятиметровая «Сутра страхов и сомнений», а также свитки из серии «Урок китайского». Забавно, что и здесь среди «иероглифов», стилизованных Пивоваровым, вдруг опять неожиданно мелькает лисий хвост. До 28 июня.