Создающая эффект погружения инсталляция Роберта Майера — первый заказ швейцарского производителя часов Audemars Piguet.
В этом году Робин Майер привез на Art Basel светлячков, светодиодные лампочки и сверчков. Живущий в Париже художник и композитор швейцарского происхождения соединил эти элементы в новую масштабную, создающую эффект погружения инсталляцию в Фолькхаусе в центре Базеля. Произведение, носящее название «Синхронность», стало первым художественным заказом швейцарского производителя элитных часов Audemars Piguet. Работе Майера и ее концепции была посвящена дискуссия Синхронность не совпадение: диалог искусства и науки, которая прошла сегодня в рамках ярмарки Art Basel. Ее модератором стала генеральный директор The Art Newspaper Анна Сомерс Кокс, участниками — Робин Майер, Майкл Гринфилд из Исследовательского института биологии насекомых в Университете Тура и Майкл Фридман, историк Audemars Piguet.
В основе инсталляции лежит интерес Майера к ритмическим структурам в природе и к возникновению коллективного интеллекта. Внутри большого неосвещенного шатра посетители видят мерцающих светлячков, вспыхивающих вместе с ритмично загорающимися светодиодами. «Искусственный интеллект (то есть лампочки. — TANR) будет взаимодействовать с коллективным интеллектом насекомых», — говорит Майер, который занимался анализом алгоритмов, связанных с естественным поведением светлячков.
Играет музыка, и все, включая сверчков, движется в общем ритме. «Я понял, что природные явления можно симулировать на компьютере. Наблюдать за тем, как живые организмы устанавливают связь с машинами, — это захватывающее зрелище», — добавляет он.
Ведутся переговоры о том, чтобы показать эту инсталляцию в этом году в парижском Fondation d’Entreprise Ricard.
Независимый куратор и бывший директор Пале-де-Токио в Париже Марк-Оливье Валер, организовавший базельский заказ, говорит, что получить его Майеру помогла идея исследовать синхронность и «попытаться до некоторой степени показать существующий вне художественного мира определенный способ делать и смотреть на вещи».
Майер, который также занимается звуковым дизайном для Ircam/Центра Помпиду в Париже, является активным сторонником соединения искусства и науки. «Искусство — это способ говорить о науке более субъективно, — объясняет он. — Наука может быть способна, например, выявить, как возникают общества, но искусство — это способ выразить и понять полученный опыт».
Для создания инсталляции он привлек самый широкий круг источников и институций. В начале работы над заказом Майер посетил штаб-квартиру Audemars Piguet в Ле-Брассю в Швейцарии и познакомился со 140-летней традицией мастерства часовой фирмы. «Я ожидал увидеть сложное специальное оборудование, и меня поразило то, что все, оказывается, делается вручную», — говорит он. Процесс изготовления часов отлично вписался в концепцию синхронизации, которую разрабатывал художник.
Audemars Piguet помогли Майеру развить его проект, установив связь с учеными, специалистами в области генной инженерии, и такими организациями, как фонд Papiliorama в швейцарском Керцерсе, который занимается распространением информации о местной и тропической флоре и фауне. «Все светлячки потом вернуться в фонд», — заверил художник.
Тем временем Audemars Piguet расширяет свою художественную империю. В 2013 году компания стала «мировым ассоциированным партнером» Art Basel. В 2014-м представила новый стенд в Холле коллекционеров на швейцарской ярмарке. Его дизайн разработал Матье Леаннер из Франции. «В этом году на Art Basel будет представлена концепция холла авторства Леаннера», — объявила представитель компании.