18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Барт де Бар: «Все будет совсем иначе»

Куратор VI Московской биеннале современного искусства Барт де Бар рассказал нашим корреспондентам об изменениях, с которыми ему пришлось согласиться из-за смены места проведения и кураторского состава фестиваля

Как вы отреагировали на смену места проведения биеннале? Повлияло ли это на ее содержание?

Безусловно, все будет совсем иначе. Первый проект, создававшийся для Манежа, более классический, был уже полностью готов и профинансирован. Половина экспозиции должна была связывать между собой художников XX века из России и других стран без поисков различий между ними. Например, Энди Уорхола мы хотели связать с Эриком Булатовым, а Илью Кабакова — с Йозефом Бойсом. Немного грустно, что теперь она не состоится. Конечно же, нельзя просто взять и перенести выставку из одного места в другое. Тем более что работы очень дорогие, для них нужны специальные условия. К тому же, Манеж расположен в самом центре города, а ВДНХ — это такое пространство, которое в сознании людей находится за пределами центра.

На самом деле между первым проектом и нынешним был еще второй сценарий, от которого тоже пришлось отказаться, он был схож с венецианской системой. Вообще москвичам стоит побывать в Венеции и посмотреть, как самый посещаемый туристами город продает свою биеннале: не «приезжайте в Венецию и заодно посмотрите нашу биеннале», а «приезжайте на биеннале, и заодно вы увидите самый прекрасный город на Земле». Весь город ею наполнен. Это же так просто.

Мы предполагали сделать что-то наподобие Джардини (сады Венецианской биеннале, где располагаются национальные павильоны. — TANR) и пригласили невероятно профессиональных и в то же время изобретательных кураторов Дефне Айас и Николауса Шафхаузена. Оба занимают действительно важное место в Западной Европе и имеют выдающийся профессиональный опыт. Дефне, например, специализируется на перформансе, она один из кураторов биеннале Performa в Нью-Йорке. Шафхаузен же дважды курировал немецкий павильон на Венецианской биеннале. Еще мы пригласили к участию российский кураторский коллектив Unbound (Безудержные).

Но потом выяснилось, что все эти прекрасные павильоны, которые до последнего времени были испорчены дурацкими магазинчиками, находятся в процессе реставрации и являются памятниками архитектуры, что влекло за собой необходимость внутренней застройки и финансовые сложности, связанные с нашими не безграничными ресурсами. И мы задали себе вопрос: что в таких обстоятельствах стоит делать? И решили представить проект в центральном павильоне, месте символическом. Еще мы приняли решение, что в условиях финансовых ограничений будем инвестировать средства не в транспортировку и страховку произведений искусства, а в приглашение в Москву участников биеннале. Нам интересно, что получится в таких новых обстоятельствах. Ты оказываешься в условиях, заставляющих обратиться к основным вопросам. Что такое неотъемлемые способности искусства? Искусство — это эмбрион. Мы доходим до эмбриона — начала жизни. Что мы сможем сотворить из этого эмбриона? Что искусство сможет сделать?

Вы упомянули других кураторов. Вы сами выбирали их или это сделали организаторы?

Когда выяснилось, что условия проведения биеннале изменились, я был вынужден остановиться, но, осознавая важность биеннале, я не отказался ее курировать, а предложил пригласить еще кураторов. Такие вопросы, конечно же, решают организаторы. Они решили и то, что биеннале пройдет на ВДНХ.

А как распределяются роли в вашем коллективе?

Изначально мы не были коллективом, и каждый делал свой проект. Как в древнегреческом гражданском обществе — каждый старался переиграть другого ради общего блага. Но сейчас мы работаем вместе. Возможно, мы слишком знамениты, чтобы нам приходилось доказывать, чего каждый из нас стоит.

Как сильно поменялась концепция биеннале с осени и что она представляет собой сейчас?

Есть три разных сценария для трех различных пространств. Один из них связан с поиском решения проблем, с поиском пути к тому, что может не иметь особого значения, потому что это довольно авантюрная затея. У нас нет возможности ответить всем ожиданиям, нам придется делать выбор. В нынешнем сценарии за десять дней случится много всего, но главное, что это будет опыт. Это беспрецедентное предложение для большой аудитории. Будет множество работ разных художников. Мы попросили их оглянуться вокруг и отразить в искусстве то, что они увидят. Будут фотографии, отражающие взгляд художника. Будут перформансы. Мы пригласили выдающихся современных спикеров. Люди чувствуют, что нам действительно интересно то, о чем они думают. Например, у нас есть шанс задать вопросы Саскии Сассен (американский социолог и экономист, занимается исследованиями в области глобализации, миграции и урбанистики. — TANR). Ожидается также экономист Янис Варуфакис, министр финансов Греции, который был редактором в журнале WdW Review.

А по какому принципу вы выбирали художников?

Они нас заинтересовали. И мы подумали, что так или иначе эта необычная платформа может заинтересовать их.

Никто не отказался из-за политики?

Отказался Никита Кадан. Прекрасный молодой сложный художник из Киева, мне очень нравятся его работы. Он участвовал в создании украинского павильона в Венеции. Он посчитал, что в данной ситуации не сможет ответить со всей комплексностью, которая и является нашей задачей. Я понимаю и уважаю его отказ. У каждого свой путь.


Подробнее о VI Московской биеннале современного искусства читайте в новом номере газеты.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+