18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Номер 18 может стать первым номером

№34
Материал из газеты

Супрематическое полотно Казимира Малевича из коллекции семьи художника выставлено на торги в Лондоне после участия в ретроспективе в лондонском музее

На вечернем аукционе импрессионизма и искусства ХХ века Sotheby’s в Лондоне 24 июня будет представлена Супрематическая композиция № 18 Казимира Малевича 1915 года из семьи художника. Это одна из пяти картин, переданных наследникам Малевича в 2008 году амстердамским Стеделейк-музеем в результате мирового соглашения.

Абстрактная композиция входила в число работ, отобранных самим художником для берлинской выставки 1927 года. В июне того же года Малевичу пришлось вернуться в Советский Союз, но его картины остались на хранении в Германии. Художнику было отказано в последующих поездках на Запад, и он скончался в 1935 году в СССР. Позднее картина Супрематическая композиция № 18 была передана на хранение немецкому архитектору Хуго Херингу, который продал ее муниципальному музею города Амстердама. В 2004 году наследники художника подали в суд, оспаривая законность владения музеем произведениями Малевича. В результате четырехлетней тяжбы пять вещей из собрания амстердамского музея были возвращены наследникам. Последние, в свою очередь, согласились отозвать иск и не претендовать на другие полотна Малевича, которые также хранятся в голландском музее (Стеделейк располагает самой большой коллекцией Малевича за пределами России).

Сразу было понятно, что работам суждено попасть на рынок, как это часто случается с произведениями искусства, полученными по реституции. Действительно, не прошло и полугода, как одна из работ оказалась на аукционе. Осенью 2008 года другое полотно, Супрематическая композиция 1916 года из того же источника, уже появлялось на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке. Тогда, в разгар кризиса, картина была продана за рекордные для художника и для всего русского искусства $60 млн.

На этот раз специалисты аукционного дома оценили супрематическую композицию одного из самых прославленных художников ХХ века более осторожно, в £20–30 млн ($30–45 млн).

Выставленная на торги 24 июня картина участвовала в самой первой экспозиции супрематической живописи в ноябре 1915 года в Москве. В 1927 году Малевич лично участвовал в показе работы Супрематическая композиция № 18 на выставке в Берлине, где западноевропейская публика впервые получила возможность познакомиться с творчеством русского авангардиста. Последний раз картина экспонировалась в 2014 году в рамках ретроспективы в Тейт Модерн в Лондоне, после чего представители Фонда Бейелера (Швейцария) обратились с просьбой предоставить Супрематическую композицию № 18 для участия в предстоящей реконструкции эпохальной петербургской выставки 0,10. Та экспозиция стала поворотным моментом в истории современного искусства: именно на выставке 0,10 в 1915 году в Петербурге Малевич впервые представил свою беспредметную живопись, которую назвал «супрематизмом».
За последние 25 лет лишь три значительные работы Малевича были проданы на аукционах: помимо продажи 2008 года на Sotheby’s за $60 млн, следует вспомнить аукцион Phillips в Нью-Йорке 2000 года, когда другая картина супрематического периода была продана за $15,5 млн. Незадолго до того она также была передана наследникам нью-йоркским Музеем современного искусства по решению суда (тогда родственники Малевича получили из MoMA шесть работ своего великого предка).

Еще один резонансный случай — продажа знаменитого полотна Черный квадрат (четвертый вариант, 1932 года) из коллекции Инкомбанка. После финансового кризиса 1998 года Банк России отозвал лицензию у компании, банк был признан банкротом, а культурные ценности, находившиеся в его собственности, были реализованы на публичных торгах аукционного дома «Гелос».

Однако главный шедевр корпоративной коллекции, Черный квадрат, до аукциона не дошел, а был выкуплен государством в апреле 2002 года за смешную сумму в $1 млн, которая была предоставлена для покупки работы, ныне находящейся в Эрмитаже, Владимиром Потаниным. В той сделке много странного и таинственного: и обстоятельства продажи, и цена, и выбор музея (не Русский музей или Третьяковская галерея, где традиционно выставляется русское искусство).

С аукциона «Гелос» 13 апреля 2002 года, завершившего распродажу коллекции банка, ушли еще две работы Малевича, правда фигуративные, а не абстрактные: Автопортрет и Портрет жены, они были проданы за $600 тыс. и $90 тыс. соответственно. Разумеется, сейчас все эти суммы не могут служить ориентирами при оценке реальной стоимости живописи Малевича.

По иронии судьбы громкая продажа работ Казимира Малевича почти всякий раз сопряжена с очередным экономическим кризисом в России. В 2008-м глава компании Sotheby’s в России и СНГ Михаил Каменский очень надеялся, что выставленная на торги картина вернется в Россию, ведь у нас в музейных собраниях всего 18 супрематических произведений художника. Однако покупатель, который приобрел работу за назначенные $60 млн (других претендентов на нее не было), к России отношения не имел.

Теперь у российских коллекционеров появилась новая возможность заполучить подобную работу.

В то же время Казимир Малевич — один из немногих русских художников, чьи имя широко известно за пределами отечества и чьи работы высоко котируются коллекционерами во всем мире. Не случайно оба раза Sotheby’s принимал решение выставить его работы на аукционы импрессионизма и модернизма, а не в рамках недели русского искусства. Супрематическая композиция № 18 уже была показана в конце мая в Гонконге (с 28 по 31 мая) и будет представлена на предаукционной выставке в Лондоне с 18 июня. Можно рассчитывать, что работа вызовет интерес покупателей из самых разных стран.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+