18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Онлайн-аукционы: перманентная революция

№34
Материал из газеты

Sotheby’s совместно с eBay запустил третью версию платформы по торговле в Сети, а его многочисленные соперники пробуют различные способы повысить интернет-продажи. Пока что онлайн-аукционы уверенно осваивают нижний и средний ценовой сегмент

Тринадцать лет назад Sotheby’s потерял более $28 млн, объединившись с гигантом онлайн-шопинга eBay. Еще двумя годами ранее с треском провалился совместный проект этого же аукционного дома с Amazon. Теперь аукционный дом предпринял еще одну попытку: в апреле он запустил новый совместный проект c eBay. «В наших предыдущих проектах предметы искусства поступали в онлайн-продажу от дилеров, — говорит представительница Sotheby’s, — на этот раз мы будем предлагать к онлайн-продаже работы из коллекций, которые служат источником для наших нью-йоркских торгов». Чтобы привлечь новых клиентов, стоимость большей части лотов не будет превышать $25 тыс. По ее словам, в 2013 году более половины продаж на Sotheby’s составили лоты стоимостью от $5 тыс. до $10 тыс., что как раз соответствует ценам, которые наиболее эффективны для интернет-продаж.

Доказательством этого служат многочисленные сайты вроде Artsy, Paddle8, Artspace и Artnet Auctions — все они были запущены уже после провала первых попыток Sotheby’s выйти в Интернет и составляют около 5% доли мирового рынка, согласно данным из недавнего доклада на ярмарке старого искусства TEFAF, который подготовила экономист и основательница Arts Economics Клэр Макэндрю. Она пишет, что в 2014 году в Сети было продано искусства на €3,3 млрд, а основная часть произведений стоила до €100 тыс. По ее оценкам, онлайн-бизнесы «могут расти по меньшей мере на 25% в год, а это значит, что к 2020 году они смогут превысить €10 млрд».

Справка

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Paddle8
Запущен в 2011 году
Головной офис в Нью-Йорке, дополнительные офисы в Лос-Анджелесе и Лондоне
Продажи за 2014 год: $35,8 млн
Топ-лот 2014 года: скульптура Без названия (Яйцо) Джеффа Кунса, продана за $900 тыс.
Средняя стоимость проданных в 2014 году работ: $4,5 тыс.
Основные инвесторыMousse Partners, Founder Collective, Winklevoss Capital, Сергей Скатерщиков, Дэмиен Херст, Александр фон Фюрстенберг и семья Меллон.

Christie’s Live
Запущен в 2006 году. В 2011 году расширил свои онлайн-мощности и включил исключительно онлайн-продажи. В 2013 году были добавлены новые категории, среди которых часы и вина
Продажи за 2014 год: $35,1 млн
Топ-лот 2014 годаПамук (2009) Ричарда Серры, продан за $905 тыс.
Средняя стоимость проданных в 2014 году работ: $12,5 тыс.

Artspace
Основан в 2010 году (сайт)
Запущен в 2011 году
Располагается в Нью-Йорке
Продажи за 2014 год: $150 тыс.
Основные инвесторы: компания прошла два раунда инвестиций до августа 2014 года, когда ее приобрели Дебора и Леон Блэк, владельцы Phaidon Press.

Auctionata
Запущен в 2012 году
Располагается в Берлине
Продажи за 2014 год: €31,5 млн
Топ-лот 2014 годаБамбуковые скалы, гравюра ХХ века китайского художника Пан Тяньшоу, продана за €610 тыс.
Основные инвесторы: Bright Capital, Earlybird, E.ventures, Hearst Ventures, Holtzbrinck Ventures, Kite Ventures, MCI Management, Raffay Unternehmensgruppe, Ren Invest, TA Venture и Yuan Capital.

Artnet Auctions
Запущен в 2008 году
Располагается в Берлине
Продажи за 2014 год: $16,6 млн
Топ-лот 2014 годаБез названия (2012) Джо Брэдли, проданная за $330 тыс.
Средняя стоимость проданных в 2014 году работ: $11 тыс.
Собственность: дочернее предприятие Artnet AG, зарегистрированное на Франкфуртской фондовой бирже

Artsy
Основан в 2009 году (сайт)
Запущен в 2012 году
Располагается в Нью-Йорке
Продажи за 2014 год: $10,8 млн
Основные инвесторыВенди Дэнг, Ларри Гагосян, Питер Тиль и семья Рокфеллеров.

Примечание: все данные предоставлены компаниями и не проходили независимую проверку.

Еще…

Несмотря на сообщения о рекордных объемах продаж, еще ни один из крупных онлайн-торговцев не заявлял о том, что ему удалось стать прибыльным. Paddle8, запущенный в 2011 году, планирует выйти на прибыль к 2016 году. Artsy, Auctionata, Artspace и Christie’s Live отказались давать комментарии касательно доходности, а Artnet ответил, что его свежие финансовые результаты будут опубликованы после выхода нашего номера в печать.

«Несмотря на то что в 2014 году количество продаж на шестизначные суммы в Интернете выросло, основная активность по-прежнему связана с нижним и средним ценовыми сегментами», — говорит Макэндрю. Для того чтобы недорогие лоты приносили стабильный доход, компаниям требуется значительно повысить число посетителей своих сайтов. Впрочем, прошлый год показал положительную динамику в этом отношении. В минувшем году у Christie’s Live новые покупатели составили 32% от общего числа,  у Artnet Auctions — около 17%.

Стратегии разных сайтов существенно различают. Artsy и Paddle8 отказались от системы галерейных заказов, когда с дилеров взимается комиссия по факту продажи. Теперь Artsy берет с галерей, разместивших свои работы на его сайте, ежемесячную плату. По словам директора Armory Show Ноя Хоровица, галереям крайне удобна такая модель онлайн-продаж. «Ярмарки уже сейчас работают таким образом: мы взимаем плату за место, но не берем комиссию с продаж».
Artsy работает с Armory Show и другими с 2013 года. Опрос, проведенный Arts Economics после последней Armory Show, обнаружил, что 88% галерей выставляли произведения на Artsy. Из них 54% получили «содержательные запросы», а 14% дилеров сообщили о продажах, осуществленных напрямую через сайт Artsy.

Дырявое ведро

Тем временем Paddle8 избрал другую стратегию. Сначала это был сайт с галерейным реестром, где вещи были выставлены на комиссионных условиях. Однако такой вариант взаимодействия с дилерами — это «дырявое ведро», по словам директора по связям с общественностью компании Сары Гуле. Речь идет о том, что очень трудно проследить путь сделки. Теперь Paddle8 — аукционный сайт, специализирующийся на благотворительных мероприятиях и взимающий комиссию за организацию сделки, которая, как правило, равняется 10% прибыли.

Artspace сохранил модель, при которой сайт получает комиссионные за произведения искусства, проданные через его сайт. «Мы сами выбираем галереи, которые будем представлять на своей платформе», — говорит соосновательница и исполнительный директор фирмы Кэтрин Левен.

Сайты онлайн-искусства регулярно сообщают об инвестициях в свои компании. На сегодняшний день Artsy удалось собрать около $51 млн, и недавно он закрыл третий раунд финансирования на $25 млн. В марте Auctionata объявил, что компания получила дополнительные €42 млн. «Инвестиционное финансирование как бензин: вы не заправляете свою машину, пока бак не опустеет, — говорит инвестор Джоан Уилсон. — Как и любой компании, работающей в Сети, вам понадобится несколько раундов финансирования на разработку нового приложения и наем большего числа сотрудников».

Наконец, последнее замечание. За исключением Christie’s и Auctionata, ни один из онлайн-продавцов не вывешивает отчетов о продажах работ через их сайты. Дело не только в том, что из-за этого невозможно установить полную историю аукционов отдельных работ, но и в том, что из-за этого мы оказываемся зависимы от информации, которую художественные сайты решают нам предоставить. По мере того как онлайн-продажи продолжают расти, это может значительно исказить наше представление о художественном рынке в будущем.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+