Cогласно новому закону, который провел во Франции министр финансов Эмманюэль Макрон, судебные исполнители (huissiers) будут иметь право проводить аукционы, организуемые по решению суда. До сих пор только специалисты, называемые судебными аукционистами (commissaires-priseurs judiciaires) и имеющие искусствоведческое образование, могли проводить судебные торги (например, назначенные в результате разбирательства о наследстве). Судебные исполнители во Франции имеют юридическое или равноценное ему образование.
Этот шаг вызвал возражения со стороны некоторых аукционистов. «Проблема в том, что судебные приставы не имеют такого образования, как судебные аукционисты. Они могут знать, сколько стоит телевизор или стиральная машина, но им не известна стоимость картины или предмета мебели XVIII века, — говорит Сесиль Бернар, директор по развитию парижского аукционного дома Drouot. — А система судебных аукционистов дает гарантию того, что человек, осуществивший оценку, является экспертом в этой области».
По старым правилам оценивали имущество, готовили опись и продавали предметы на торгах, в том числе произведения искусства, судебные аукционисты.
По словам Бернар, согласно новому закону судебные исполнители теперь имеют право полностью осуществлять весь этот процесс. Однако она отмечает: то, как именно будет применяться закон Макрона, предполагающий целый ряд снимающих ограничения преобразований, по-прежнему остается предметом обсуждения, поскольку он был принят только в феврале.
Задача нового закона — ослабить ограничения правовых профессий и повысить конкуренцию. На данный момент во Франции действует 450 судебных аукционистов и более 3 тыс. судебных исполнителей; Drouot работает с 80 судебными аукционистами.
Закон Макрона направлен на борьбу с бюрократией. Среди новых мер — предоставление магазинам и галереям права повысить число рабочих воскресений с 5 до 12 в году. Однако французские дилеры говорят, что это вряд ли окажет какое-либо влияние на художественный рынок, поскольку прежде всего такая мера касается универсальных магазинов, в которых работает большое число людей.
Сандрин Джеруэ, директор парижской Galerie Jocelyn Wolff, считает, что на изменение привычек французов уйдет очень много времени. «На протяжении долгих лет суббота считалась днем продаж, а воскресенье — музейным днем», — говорит она. Кроме того, она отмечает, что владельцы и так уже практикуют открытие своих галерей по воскресеньям по предварительной договоренности».
Более того, по словам парижского дилера Фариды Кадо, основной бизнес дилеров уже ушел из галерей. «Ежегодное количество художественных ярмарок полностью изменило метод работы дилеров, — говорит она. — У них наготове ящики произведений, и они переезжают с одной ярмарки на другую. Галереи не начнут работать по воскресеньям только из-за этого закона».