18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эгон Шиле с коллегами

№34
Материал из газеты

Что могут рассказать автопортреты

После большой выставки произведений Эгона Шиле из коллекций двух своих основателей в 2005–2006 годах Neue Galerie в Нью-Йорке вновь обратилась к этому художнику — на сей раз в виде менее масштабной экспозиции, в которую вошло 125 работ, 105 из которых — на бумаге. Она стала первой в Америке и второй в мире выставкой, в центре внимания которой были портреты Шиле. Под обложкой ее каталога Egon Schiele: Portraits (Эгон Шиле: портреты), опубликованного, как и каталог предыдущей выставки, в сотрудничестве с Prestel Verlag, собраны достижения пяти десятилетий исследований.

Алессандра Комини (чьи новаторские открытия легли в основу выдающейся книги 1974 года Портреты Эгона Шиле) доказывает: Шиле ни много ни мало «переопределил» развитие жанра. Джейн Каллир, автор каталога-резоне Шиле, описывает попытки художника проложить путь между «патронажем и портретной живописью». Молодой австрийский куратор Кристиан Бауэр в исследовании самых ранних из сохранившихся произведений Шиле показал, насколько пророческими были эти первые шаги.

В адрес Neue Galerie прозвучала масса похвал за то, что ей удалось привезти ряд знаменитых портретов Шиле, в том числе портрет его младшей сестры Герти (1909, МоМА), где развивающий собственный выразительный язык молодой художник еще борется с орнаментальным стилем Густава Климта, любопытный портрет молодой жены (1915, Муниципальный музей Гааги), а также отклик 1917 года на одно из самых ценных для него венских знакомств — с Францем Мартином Хабердицлем (Бельведер, Вена).

Удивление, правда, вызвали автопортреты: их включение (они не были указаны в названии выставки), их количество (четверть экспонатов) и их разнообразие (от порнографии до салона).

В каждый из шести разделов каталога вошли работы на бумаге, холсте, доске, относящиеся к разным периодам творчества Шиле.

В разделе Коллеги-художники мы видим ряд подготовительных этюдов к портрету Карла Заковшека рядом с законченным произведением (все — 1910). Тут же портрет Макса Оппенхаймера (1910), результат совместного «паясничанья», и элегантно сдержанный портрет Арнольда Шёнберга (1917).

Egon Schiele: Portraits / Alessandra Comini, ed., with Christian Bauer, Lori Felton, Jane Kallir, Diethard Leopold, Ernst Ploil and Renée Price. Neue Galerie New York and Prestel Verlag. 296 с. £40, €59, $65 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+