18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Заха Хадид вернулась в Эрмитаж, на этот раз с ретроспективой

№34
Материал из газеты

Экспозиция отразит весь путь звезды, от ранних эскизов до последних проектов

Поводом для выставки Заха Хадид в Государственном Эрмитаже  стало 10-летие получения архитектором Прицкеровской премии 2004 года. Тогда церемония награждения состоялась именно в Эрмитаже. Архитектурная программа проекта «Эрмитаж XX/XXI» включает два типа выставок. Это ретроспективы, рассказывающие о школах, и здесь уже показали голландский Баухаус и намечен финский модернизм. Или персональные выставки-блокбастеры звезд архитектуры, и до Хадид был представлен Сантьяго Калатрава.

Феномен архитектурных звезд появился в 1990-е годы, когда на гребне подъема мировой экономики в пору творческого расцвета вступили мастера, получившие образование в 1970–1980-е с акцентом на бумажных проектах и философском осмыслении архитектуры. Как рассказала Ксения Малич, эрмитажный куратор выставки, в отличие от предыдущих архитектурных проектов, нынешний должен получиться достаточно эмоциональным. Важное место в нем займут ранние эскизы Хадид на бумаге, в которых заметно влияние супрематизма, серия проектов высотных зданий, морфологические эксперименты. Главная задача — показать, что работы Хадид — не просто оригинальны, но это закономерный этап развития современной архитектуры.

Хадид отдан Николаевский зал — главное пространство Зимнего дворца. Концепция выставки строится на контрасте между архитектурной графикой 1980-х годов, когда Хадид строила архитектурные утопии и неосупрематические миры, и моделями зданий, спроектированых и/или построенных в разных странах. Все эскизы предоставлены бюро Zaha Hadid Architects, модели сделаны либо там же, либо под наблюдением ее сотрудников.

Хадид вместе с Малич отобрала для показа пожарную станцию в Музее дизайна Vitra в немецком Вайле-на-Рейне (первый реализованный проект Хадид), лыжный трамплин «Бергизель» в Инсбруке, научный центр «Фэно» в Вольфсбурге, Центр водных видов спорта в Лондоне, Музей современного искусства MAXXI в Риме, Signature Tower в Дубае и Olympic Tower в Нью-Йорке, Культурный центр Гейдара Алиева в Баку, Sunrise Tower в Куала-Лумпуре.

Хадид часто относят к деконструктивистам. Действительно, многие ее проекты, та же Signature Tower, «преодолевают» закон всемирного тяготения. Именно по этой причине много лет ее проекты оставались на бумаге. Но выставка в Эрмитаже показывает, что Хадид в первую очередь интересует, как работает современная архитектура, создавая пространство, адекватное мироощущению современного человека. Находясь внутри пожарной станции Музея дизайна Vitra с его острыми углами, понимаешь, что это место тревожного ожидания. Заходя в MAXXI, ощущаешь, что музей рассчитан на показ искусства XXI века и ему там уютно. Точно так же показанные на выставке футуристические дизайнерские работы Хадид для брендов Nova Shoes, Flames Shoes, Zephyr Sofa, Z-Car — это реализация давней мечты классического авангарда о скорости, преодолении пространства и победе над временем. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+