18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Посмотрел в Венеции — купил в Нью-Йорке?

№34
Материал из газеты

Ярмарка Frieze New York в этом году выиграла от раннего открытия биеннале в Венеции. Принимая решение о покупке той или иной работы на ярмарке, коллекционеры обращают внимание на то, был ли художник включен в программу биеннале

Традиционно больше всего от Венецианской биеннале выигрывает ярмарка Art Basel, поскольку коллекционеры приезжают из Италии прямиком в Швейцарию. Однако в этом году старое правило «смотри в Венеции, покупай в Базеле» потеряло свою актуальность. Биеннале принесла выгоду прежде всего дилерам на Frieze New York (14–17 мая), так как самая престижная международная художественная выставка открылась на месяц раньше, чем обычно.

Галерея Victoria Miro отвела почти весь свой стенд под работы художников, которые сейчас выставляются в Венеции. Произведения Джоан Джонас, получившей особое упоминание жюри биеннале, можно было купить на стендах Gavin Brown’s Enterprise и Galleria Raffaella Cortese. «Она представляет США в Венеции, так что было бы глупо не привезти ее работы сюда», — рассказал Гевин Браун, выставивший серию из 58 рисунков Джонас за $350 тыс.

Включение в программу биеннале — знак кураторского одобрения, и коллекционеры обращают на это внимание. «Для художников, находящихся на середине своего творческого пути, крайне важно выставиться», — пояснила Джессика Уиткин из галереи Salon 94, которая продала Кто бы говорил (2015) Лорны Симпсон за сумму с шестью нулями. Это полотно входит в серию, которая впервые была представлена в Венеции. А Galerie Eigen + Art продала за €12 тыс. Громоотводный мобиль (2015), скульптуру Олафа Николаи, выставляющегося в павильоне Германии.

В этом году на биеннале звучат сильные политические ноты: Айзек Джулиен организовал чтения Капитала Карла Маркса на основной выставке биеннале All the World’s Futures (Все будущее мира). На ярмарке Victoria Miro предлагала фотографию Джулиена Полуденное Солнце (Свободное время) (2013) за $57 тыс. В отличие от Венеции, Frieze «вовсе не интересуется общемировыми проблемами», заметил по этому поводу бельгийский коллекционер Ален Серве.

Самые амбициозные проекты в Венеции не так-то просто перенести на стенд художественной ярмарки. На All the World’s Futures (Все будущее мира) Катарина Гроссе построила массивную, составленную из покрытых краской обломков инсталляцию. На ярмарке же Galerie Johann König продала ее картину о. Т. (2014), оцененную в €50–60 тыс.

Ярмарки не предназначены для того, чтобы формировать впечатление о корпусе работ художников. «В Венеции рисунки Джонас связаны с видео, с перформансом — это действительно смешанные медиа. А на ярмарке предлагается всего лишь рисунок; в некотором смысле это упрощение», — объяснила Кьяра Тиберио из Galleria Raffaella Cortese, предлагавшая рисунки, сделанные художницей во время прошлогоднего перформанса, за $25 тыс.

«Я не жду всеохватной темы от художественной ярмарки, — говорит Джереми Стрик, директор Центра скульптур Нешер в Далласе. — На биеннале и художественных ярмарках я рассчитываю открыть для себя новые вещи, но… ярмарки посещаю, чтобы быть в курсе того, что происходит на рынке».

Le Guern Gallery показывала диптихи на бумаге К. Т. Яспера, представляющего на биеннале Польшу, по $5 тыс. каждый. Основательница галереи Агата Смочинска считает, что работа художника в Венеции — видеоинсталляция, созданная совместно с Йоанной Малиновской и привлекшая 4,5 тыс. посетителей за один день, — «нуждается в институциональном контексте». Одну из копий этого видео приобрела варшавская Национальная галерея искусств Захента.

Некоторые дилеры не заинтересованы в педалировании связи с Венецией. Одни не хотят перегружать художников, многие из которых создавали для биеннале новые работы. Другие не желают делать деньги на мероприятии, которое задумывалось как некоммерческое. «В биеннале есть некоторая чистота, и неправильно использовать ее в коммерческих целях», — считает Таддеуш Ропак. На ярмарке он продал три картины Элейн Стертевант, в том числе Цветы Уорхола (1965), одному коллекционеру на общую сумму в €550 тыс. и портрет Алекса Каца Анна (2015) за $425 тыс. Оба эти художника не участвуют в биеннале.

Однако сегодня границы между коммерческими и некоммерческими выставками сильно размыты. «Перед биеннале высылается все больше картинок, и продажи происходят буквально на входе», — поделился своими наблюдениями директор Levin Art Group Тодд Левин. Зачастую дилеры помогают финансировать создание произведений для Венеции, их транспортировку и затраты на продвижение. Никто не говорит об этом, но всем известно, что большую часть работ можно купить. К примеру, дилер Джек Белл, участвовавший в ярмарке 1:54 на неделе современного искусства в Нью-Йорке, продал работы Лавара Мунро, показанные на биеннале. Оба эти события показывают, как сильно жизнь мира искусства определяется мероприятиями. «Нет особой разницы между проходом по Арсеналу и проходом по Frieze, — рассказал директор Музея Штеделя во Франкфурте Макс Холляйн. — Бесконечная вереница коктейльных приемов делает их очень похожими. И кажется, что в Венеции, Стамбуле, на любой биеннале или на Frieze New York — всюду ­обязательными становятся лодочные прогулки». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+