Ретроспектива одного из ведущих современных архитекторов Захи Хадид в Эрмитаже, там же ювелирная выставка коллекции портбукетов XIX века, новый проект известного российского фотографа Михаила Розанова в Центре современного искусства «Винзавод».
Поводом для выставки Захи Хадид в Государственном Эрмитаже стало десятилетие присуждения ей престижнейшей архитектурной Прицкеровской премии 2004 года. Тогда церемония награждения состоялась именно в Эрмитаже. Под ретроспективу отдан Николаевский зал, главное пространство Зимнего дворца, чтобы визуально представить весь путь архитектора. Концепция выставки строится на контрасте архитектурной графики 1980-х годов, свидетельствующей о первостепенном влиянии русского супрематизма на эстетику Хадид, и моделей построенных в разных странах зданий, в основном уже в XXI веке. Все эскизы предоставлены бюро Zaha Hadid Architects, модели выполнены либо там же, либо под наблюдением его сотрудников. Архитектор принимала самое деятельное участие в отборе работ для показа, куда включены наиболее известные из ее реализованных проектов: пожарная станция в Музее дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне, лыжный трамплин «Бергизель» в Инсбруке, Центр водных видов спорта в Лондоне, Музей современного искусства MAXXI в Риме, Signature Tower в Дубае, Olympic Tower в Нью-Йорке и Sunrise Tower в Куала-Лумпуре, Культурный центр Гейдара Алиева в Баку, новый национальный стадион в Токио, музей в Глазго, опера в Гуанчжоу. Считается, что Хадид слишком смело обращается с формой. Но выставка в Эрмитаже демонстрирует другое: Хадид интересует, как работает современная архитектура, создавая пространство, адекватное мироощущению современного человека. До 27 сентября.
Эрмитажная выставка «Портбукеты XIX — начала ХХ века» — очень камерная и требует разглядывания каждой детали: слишком миниатюрны и хрупки экспонаты. Речь идет о портбукетах — ювелирных украшениях в виде миниатюрных вазочек для ношения на платье или пальце букетиков из живых цветов. Мода на них пошла еще со времен Людовика XIV. В XIX веке их уже изготовляли по всей Европе, в Китае и Индии. Коллекционеры обратили внимание на эти изящные безделушки примерно 70 лет назад. А чета Кенбер, коллекция которой представлена на выставке, приобрела лучшие образцы в 1992 году на аукционе Christie’s, где распродавалось собрание датского флориста Эрика Беринга. Всего в экспозиции представлено 130 портбукетов, не только шедевров с точки зрения ювелирного искусства, но и временами весьма любопытных предметов, как, например, золотой портбукет с чеканкой и гравировкой, исполненный русским мастером середины XIX века и принадлежавший княжне Варваре Гагариной. До 23 августа.
Новый проект известного российского фотографа Михаила Розанова в Центре современного искусства «Винзавод» отличается от его предыдущих серий, где он верен неоклассическим идеалам красоты. В нем нет, например, так любимых Розановым архитектурных видов: величественных декораций ВДНХ, муссолиниевской архитектуры или московских небоскребов. На уровне эстетики художник и сейчас остается в рамках своей излюбленной стилистики: черно-белое изображение, лаконизм и строгость в выборе деталей, панорамный охват, усиливающий эффект космизма картинки. Но в новом проекте, который называется «Мужество», красота в ее классическом понимании не первостепенна. Зритель видит пейзажи, снятые в местах самых тяжелых битв в годы Великой Отечественной войны. Розанов объездил половину бывшего СССР, чтобы увидеть и запечатлеть эти места. Курск, Волгоград, Бобруйск, ростовские степи и лиманы, крымские сопки и тульские березы — все здесь свидетельствует о тех драматических событиях, пусть и опосредованно, сквозь призму времени, через заросшие, почти сровнявшиеся с землей траншеи, но не изгладившееся из памяти. До 26 июля.