18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

100 лет в павильоне

В книге об истории русского присутствия на Венецианской биеннале впервые собраны воедино информация о художниках и кураторах, отзывы прессы, архивные фотографии и просто курьезные факты.

Книга, выпущенная Stella Art Foundation, фондом Стеллы Кесаевой, комиссара российского павильона на двух последних Венецианских биеннале, оказалась не только чрезвычайно полезной — собранного в ней фактического материала больше нигде не найти, — но и интересной. Издание приурочено к 100-летию павильона России в Венеции, которое будет праздноваться в следующем, 2014 году.

Удивительно, однако это иллюстрированное научно-документальное издание читается легко, тем более что большинство текстов здесь коротки: 600 страниц с картинками занимает раздел Хронология. В этом разделе в нескольких абзацах представлен каждый год Венецианской биеннале — с первой 1895 года до последней, пятьдесят пятой, еще идущей. Указана тема каждой биеннале, ее куратор, куратор павильона России, описана его экспозиция, перечислены русские художники, участвовавшие во всех мероприятиях смотра, упомянуты отзывы прессы. Почти за каждым, казалось бы кратким, набором фактов просматривается сюжет с интригой. Так, в 1977 году в Венеции прошла внеплановая биеннале, посвященная неофициальному искусству СССР и стран Восточной Европы. Советские власти, разумеется, ее бойкотировали. «Биеннале диссидентов» выглядела необычно: стремясь показать как можно больше запрещенного искусства, кураторы не только представили работы, вывезенные на Запад, но и фотографии произведений, оставшихся в Советском Союзе. Иногда за скупыми сведениями лишь догадываешься о тайных страстях. Например, в советское время наш павильон не только открывался с опозданием (вечная бюрократическая неорганизованность), но и был забит до отказа: художникам очень хотелось продать побольше работ.

История отечественного присутствия на Венецианской биеннале проанализирована в статьях авторитетнейших искусствоведов и критиков. Фаина Балаховская собрала материалы об обстоятельствах первого появления на биеннале художников из СССР в 1924 году. Задача у молодой советской власти стояла не пропагандировать революционную доктрину, а именно представить русское искусство (живо, не загублено); оказалось, что оно неплохо продавалось. О павильоне СССР в годы холодной войны написал Андрей Ковалев, заметив, что в Венецию привозили художников, подвергавшихся критике, но европейскому зрителю и мастера «сурового стиля» казались конформистами. «В 1920-х и 1930-х годах советский павильон вызывал горячие споры. В 1950-х и в начале 1960-х — как минимум ироническую усмешку. Но потом его просто перестали замечать».

Постсоветскую ситуацию с русскими на венецианском rendez-vous препарирует Екатерина Деготь. Она жестко критикует заблуждения кураторов, журналистов и художников. Досталось всем: комиссару (1995) и куратору (2003) нашего павильона Виктору Мизиано за интеллектуальный снобизм и пренебрежение к художникам, куратору российского проекта на биеннале в Венеции в 2007 и 2009 годах Ольге Свибловой за «аккумулирование зрелищных произведений» и прославление неокапитализма, лично художнику Вадиму Захарову, дважды представлявшему Россию в Венеции в 2001 и 2013 годах, — за «порочную» связь с бизнесом.

Особенно интересными оказались статьи Маттео Бертеле о русских художниках в Венеции до революции и в 1920–1940-х годах. Избегая оценок и тем более обвинений, он рассказывает о том, как на биеннале принимали Илью Репина, о проблемах художников-эмигрантов, которых не могла выставить ни одна страна (у них не было гражданства), о политизированных выставках времен Муссолини. Он же составил первую половину Хронологии; в отличие от второй, там приведены высказывания итальянских критиков о русских художниках, любопытные.

Автору-составителю Николаю Молоку пришлось труднее: он вынужден был приводить в своих статьях того же раздела сведения из советских газет, всегда утверждавших торжество гуманистического искусства над упадническим. Интеллектуально венчает в высшей степени нужную и интересную книгу статья Бориса Гройса об актуальном смысле нынешних биеннале, когда нет политического противостояния идеологий, конфронтации официального и диссидентского искусства, национальных различий тоже нет. Главные люди на биеннале — кураторы, администраторы от искусства. В результате посетитель выставок в национальных павильонах по их организации может судить, как обустроена страна. Неожиданный вывод.

Книга вообще полна удивительных фактов. Например, что высшую награду биеннале только однажды получил русский художник: Борис Кустодиев в 1907 году. Или что — утешайтесь молодые и дерзкие! — с первой попытки не смог попасть в участники биеннале сам Василий Кандинский.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+