Энтони Армстронг-Джонс (с 1961 года лорд Сноудон) делал фотографии для своей книги Частный взгляд, вышедшей в 1965 году и представившей неожиданно личный взгляд на британскую художественную среду — уютную, маленькую, в которой все знакомы со всеми. В то время занятие искусством было борьбой в не особенно дружественной среде с очень небольшим числом коммерческих галерей, где крупные выставки в галерее Тейт всегда были выставками Художественного совета, а Королевская академия художеств все еще была крайне консервативной. Частный взгляд остается призмой, сквозь которую можно увидеть будущее совершенно обезумевшего мира современного искусства, в котором здравый смысл считается тюльпаноманией XXI века.
На серебристых фотографиях Сноудона все же преобладает несколько более здоровый мир. В коллекции Национальной портретной галереи в Лондоне хранится 300 его снимков. Он был активистом и изобретателем оборудования для людей с ограниченными возможностями, дизайнером, создателем документальных фильмов. Это увлекательная иллюстрированная история светской, интеллектуальной и художественной элиты. Сноудон создал ряд фотоэссе о маргиналах, инвалидах, душевнобольных, стариках. И еще отсылка к таким ранним рискованным предприятиям, как его смелое и оригинальное фотоэссе о Лондоне. Фотографии Сноудона — богатая визуальная история не только светского мира и аутсайдеров, но и художественной среды его времени.
Дэвиду Хокни, еще одному гению из поколения 1960-х, посвящен 793-страничный том А Pilgrim’s Progress (Пути странника), написанный его земляком-йоркширцем Кристофером Саймоном Сайксом, повествование о географических и художественных путях Хокни. Источниками для книги послужила дружба автора с Хокни и его интервью, печатные материалы, от рецензий до каталогов и книг, радио- и телепередачи. Это хорошо написанный, интересный текст. Перед нами проходит занимательная, временами почти неправдоподобная вереница одержимостей Хокни. Это увлечение возможностями новых технологий от факса до iPhone и iPad, работа над масштабными сценическими декорациями для оперы, от Лос-Анджелеса до Глайндборна и Ковент-Гардена. Через всю книгу проходит тема откровенного и острого желания выстроить содержательные отношения с любимыми, с работниками, с друзьями всей жизни. Из-за постоянной поглощенности работой Хокни порой охватывает разрушительная неспособность адекватно реагировать на происходящее. Совершенно человеческая история, при этом высоко поднимающаяся над заурядностью благодаря характеру героя.
Последний в этой плеяде шестидесятников — Люсьен Фрейд. Его секретарь Дэвид Доусон ранее экспонировал несколько студийных серий Фрейда с фирменным творческим беспорядком. Теперь в книге A Painter’s Progress (Путь художника) мы можем наблюдать выборку фотографий Фрейда, фиксирующих его неустанную решительность и упорство. И только все возрастающая хрупкость, чувствующаяся в этих изображениях, не дала работе поглотить его полностью.
В книге есть ряд откровенных фотографий его дома, производящих сильное впечатление тем, что на них видны принадлежавшие ему произведения, от Родена до Бэкона, плюс знаменитая коллекция Франка Ауэрбаха, работами которого он себя окружал.
Snowdon: a Life in View. Anthony Armstrong Jones, Graydon Carter, Frances von Hofmannsthal, Tom Ford and Patrick Kinmouth. Rizzoli. 375 с. £50, $85 (твердая обложка). На английском языке
Christopher Simon Sykes. Hockney: the Biography. Vol. 2: А Pilgrim’s Progress. Century. 30 с. £25 (твердая обложка). На английском языке
David Dawson. A Painter’s Progress: a Portrait of Lucian Freud. Jonathan Cape. 275 с. £35 (твердая обложка). На английском языке