Sotheby’s традиционно показывает блестящие результаты именно в Лондоне. Если в Нью-Йорке аплодисменты по итогам аукционов искусства ХХ века срывает Christie’s, то на торгах импрессионизма и модернизма в британской столице исторически лидирует его главный соперник. Прошедшая в Лондоне серия торгов этого года не стала исключением.
Впрочем, аукционный дом, штаб-квартира которого по иронии судьбы располагается в Нью-Йорке, выглядел сильнее еще до начала недели: суммарный эстимейт лотов прошедшего 23 июня аукциона Christie’s составлял £58,7–85,2 млн — эстимейт торгов Sotheby’s, последовавших вечером того же дня, достигал £140–203 млн (оба представили по 51 произведению). Результаты оказались соответствующими: £71,5 млн у Christie’s против £178,6 млн у Sotheby’s.
На самом деле в этот раз произведения у Sotheby’s попросту были лучше. Семь из них ушли с молотка по цене выше £10 млн, в том числе самый дорогой лот аукциона (и самый дорогой на этой неделе вообще) — «Портрет Гертруды Лев — Герты Фелшовани» (1902) Густава Климта. Он был продан за £24,8 млн (эстимейт £12–18 млн) после продолжительных торгов между покупателем по телефону и решительно настроенной женщиной из зала (победу одержала последняя). Это произведение, заказанное отцом 19-летней модели в Вене, осталось в Австрии, когда в 1939 году Герта бежала от нацистов в Америку. По словам Хелены Ньюмен, возглавляющей отдел импрессионизма и искусства ХХ века в европейском Sotheby’s, «история и острота» картины повысили ее ценность.
Работа Климта и еще две картины с вечерних торгов 24 июня были выставлены на Sotheby’s наследниками художников, получившими эти произведения искусства по реституции.
Еще одно полотно, преодолевшее отметку в £10 млн — Супрематическая композиция № 18 (1915) Казимира Малевича, было продано по телефону за £21,4 млн (эстимейт £20–30 млн). Малевичу не удалось получить эту картину обратно из Германии, где она выставлялась в 1927 году. Полотно скрывали, пока у власти находился Адольф Гитлер, а в 1958 году оно было продано Городскому музею Амстердама. Художник скончался в 1935 году, но в 2008-м картину вернули его наследникам. У Супрематической композиции № 18 был самый высокий эстимейт вечера, и ожидалось, что она покажет лучший результат (в итоге работа ушла по цене ниже эстимейта). По словам дилеров, покупателей могло отпугнуть то, что у лота были гарантии в отношении третьего лица. «Рынок не любит гарантий», — заметила после аукциона галерист Даниэлла Люксембург, оценившая, впрочем, вечерние торги в целом как «очень хорошие».
Еще одно произведение с искалеченной войной судьбой — Два всадника на берегу (1901) Макса Либермана. Оно стало первым проданным полотном из тайника, содержавшего около 1,3 тыс. произведений, многие из которых, по-видимому, были незаконно присвоены нацистами. Тайник был обнаружен в мюнхенской квартире Корнелиуса Гурлитта в 2012 году. Отцом Гурлитта был арт-дилер Хильдебранд Гурлитт. Возвращенное наследникам первоначальных владельцев в мае этого года произведение было продано за £1,9 млн, что значительно превысило эстимейт в £350–550 тыс.
Несмотря на меньшую общую выручку и большое число очень средних лотов, на вечерних торгах Christie’s во вторник были успешно проданы 42 из 50 выставленных произведений. Дороже всего ушли нелакированные Сиреневые ирисы (1914–1917) Клода Моне: £10,8 млн ($17,1 млн) против эстимейта £6–9 млн. В 1997 году это полотно купили за $3,9 млн, а в 2011-м оно осталось непроданным при эстимейте $15–20 млн, однако снизившийся эстимейт картины, по-видимому, вызвал больше энтузиазма на сегодняшнем рынке. Кроме того, Christie’s выставил ряд популярных сюрреалистических произведений, в том числе Рене Магритта и Сальвадора Дали, что привлекло покупателей из Азии. Но общая выручка аукционного дома за вечер составила £71,5 млн, что меньше, чем на аналогичных торгах 2014 года, принесших £85,8 млн.
Команда Christie’s не ответила прямо на вопрос о том, связаны ли результаты лондонских торгов с тем, что аукционный дом отправляет лучшие лоты в Нью-Йорк. Глава лондонского отдела импрессионистов и искусства ХХ века Джей Винче признал, что между майскими аукционами в Нью-Йорке и торгами в Лондоне в июне «сезон был небогатым», заметив однако, что лондонские торги тем не менее выиграли от «энергии» в капитале в это время года.
Сезон вечерних аукционов в Лондоне продолжится торгами современного искусства на этой неделе, за которыми последует июльская неделя старых мастеров.