Музей первичных искусств «Стена» станет частью большого проекта парка «Зарядье», который появится на месте снесенной гостиницы «Россия». Это стало известно после того, как в середине июня российскую столицу посетили Элизабет Диллер и Чарльз Ренфро, партнеры бюро Diller Scofidio + Renfro, и архитектор бюро Дэвид Чакон, предложившие проект, победивший год назад в конкурсе на устройство парка, объявленном правительством Москвы. Это был рабочий визит, после которого стало ясно, как конкретно будет выглядеть парк и чем он будет наполнен. В частности, на встречах с представителями всех заинтересованных инстанций — столичных властей, генерального подрядчика «Мосинжпроект», Творческого производственного объединения «Резерв» и многофункционального комплекса «Парк Зарядье 1» — было решено, что в парке появится гигантская светопрозрачная оболочка, под которой будут размещены филармония и открытый амфитеатр. Это разные объекты — у филармонии будет собственный зрительный зал, но оба покроет так называемая стеклянная кора. Обсуждая концепцию искусственного климата, который планируется создать в парке, авторы радостно признали, что довольны темпами реализации проекта. «Сейчас, — заявил Чарльз Ренфро, — согласовываются только технические моменты концепции, принципиальных изменений в проект уже не вносится». Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, подводя итоги встреч, тоже был исполнен оптимизма: «В настоящее время у команды есть полное понимание относительно проекта».
Сказано это было уже после того, как архитекторам Diller Scofidio + Renfro была презентована идея создания музея в парке, и очевидно, что это стало сюрпризом для них, как и для большинства москвичей. Этнографический музей первичных искусств «Стена» вызывает понятные ассоциации с Музеем Стены в Берлине, хотя в нашем случае название отсылает к Китайгородской стене, фрагмент которой располагается на территории будущего парка «Зарядье». Но концептуально музей имеет аналог на Западе.
«Этнографический музей первичных искусств „Стена“, — объяснил Дмитрий Шумков, инициатор и потенциальный инвестор музейного проекта, владеющий несколькими зданиями в Китайгородском проезде и на соседней Варварке, — мы планируем создать по типу основанного Жаком Шираком Музея на набережной Бранли в Париже. Основная идея будущего музея — экспозицией различных уникальных образцов искусства и культуры отдать должное народам, которые населяли Россию и Москву сотни лет назад». Кто конкретно будет заниматься музейной коллекцией, пока не ясно.
Может показаться, что Шумков высказывает крамольную мысль внедриться в историческую стену, однако все не так страшно: в ее толще изначально были помещения, которые как раз и можно занять. Собственно, участок стены вдоль Китайгородского проезда, который станет одной из естественных границ парка, не является в полной мере историческим. После градостроительной мясорубки 1920-х, когда были уничтожены почти все настоящие фрагменты стены, от укреплений XVI века уцелел лишь участок на площади Революции и часть белокаменного фундамента Варварской башни в подземном переходе станции метро «Китай-город». Те же участки стены, которые мы видим сегодня, были в значительной степени заново возведены при Лужкове. А тот, в котором будет музей, большей частью восстановлен в 1968–1973 годах. Музей, будем надеяться, как раз докажет, что восстановлен не зря.
Чарльз Ренфро его заранее одобрил: «Идея этнографического музея в Китайгородской стене очень интересна. Стена — наиболее красивая архитектурная часть парка, которая должна быть особо подчеркнута в том или ином виде». Когда откроется музей, пока не определено, но известно, что первые объекты будущего парка будут открыты для публики в сентябре 2017 года.