18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Музей «Стена» в Китайгородской стене

№35
Материал из газеты

В центре Москвы откроется Музей первичных искусств, который станет частью большого проекта парка «Зарядье»

Музей первичных искусств «Стена» станет частью большого проекта парка «Зарядье», который появится на месте снесенной гостиницы «Россия». Это стало известно после того, как в середине июня российскую столицу посетили Элизабет Диллер и Чарльз Ренфро, партнеры бюро Diller Scofidio + Renfro, и архитектор бюро Дэвид Чакон, предложившие проект, победивший год назад в конкурсе на устройство парка, объявленном правительством Москвы. Это был рабочий визит, после которого стало ясно, как конкретно будет выглядеть парк и чем он будет наполнен. В частности, на встречах с представителями всех заинтересованных инстанций — столичных властей, генерального подрядчика «Мосинжпроект», Творческого производственного объединения «Резерв» и многофункционального комплекса «Парк Зарядье 1» — было решено, что в парке появится гигантская светопрозрачная оболочка, под которой будут размещены филармония и открытый амфитеатр. Это разные объекты — у филармонии будет собственный зрительный зал, но оба покроет так называемая стеклянная кора. Обсуждая концепцию искусственного климата, который планируется создать в парке, авторы радостно признали, что довольны темпами реализации проекта. «Сейчас, — заявил Чарльз Ренфро, — согласовываются только технические моменты концепции, принципиальных изменений в проект уже не вносится». Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, подводя итоги встреч, тоже был исполнен оптимизма: «В настоящее время у команды есть полное понимание относительно проекта».

Сказано это было уже после того, как архитекторам Diller Scofidio + Renfro была презентована идея создания музея в парке, и очевидно, что это стало сюрпризом для них, как и для большинства москвичей. Этнографический музей первичных искусств «Стена» вызывает понятные ассоциации с Музеем Стены в Берлине, хотя в нашем случае название отсылает к Китайгородской стене, фрагмент которой располагается на территории будущего парка «Зарядье». Но концептуально музей имеет аналог на Западе.

«Этнографический музей первичных искусств „Стена“, — объяснил Дмитрий Шумков, инициатор и потенциальный инвестор музейного проекта, владеющий несколькими зданиями в Китайгородском проезде и на соседней Варварке, — мы планируем создать по типу основанного Жаком Шираком Музея на набережной Бранли в Париже. Основная идея будущего музея — экспозицией различных уникальных образцов искусства и культуры отдать должное народам, которые населяли Россию и Москву сотни лет назад». Кто конкретно будет заниматься музейной коллекцией, пока не ясно.

Может показаться, что Шумков высказывает крамольную мысль внедриться в историческую стену, однако все не так страшно: в ее толще изначально были помещения, которые как раз и можно занять. Собственно, участок стены вдоль Китайгородского проезда, который станет одной из естественных границ парка, не является в полной мере историческим. После градостроительной мясорубки 1920-х, когда были уничтожены почти все настоящие фрагменты стены, от укреплений XVI века уцелел лишь участок на площади Революции и часть белокаменного фундамента Варварской башни в подземном переходе станции метро «Китай-город». Те же участки стены, которые мы видим сегодня, были в значительной степени заново возведены при Лужкове. А тот, в котором будет музей, большей частью восстановлен в 1968–1973 годах. Музей, будем надеяться, как раз докажет, что восстановлен не зря.

Чарльз Ренфро его заранее одобрил: «Идея этнографического музея в Китайгородской стене очень интересна. Стена — наиболее красивая архитектурная часть парка, которая должна быть особо подчеркнута в том или ином виде». Когда откроется музей, пока не определено, но известно, что первые объекты будущего парка будут открыты для публики в сентябре 2017 года.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+