Когда стало ясно, что Manifesta прошла успешно, мы начали думать о том, что делать дальше. Ведь после такого большого проекта бессмысленно возвращаться к серии камерных «выставок для гурманов». Тогда и возникла идея Года фотографии в Эрмитаже — серии выставок о фотографии как искусстве. Начали мы его с эстетского проекта Ксении Никольской о дворцах Belle Epoque в Каире. В центр большого белого зала поставили старую оттоманку и телевизор — окно в современный мир. По стенам висели фотографии каирских пространств XIX века.
Следующая выставка — о пространствах петербургских. Мы давно мечтали пригласить выдающегося фотографа Кандиду Хёфер, чтобы разделить с ней строгую красоту нашего города. Казалось, интерьеры дворцов, театров и библиотек Северной столицы ждут ее объектива, чтобы встать в ряд с тщательно отснятыми ею интерьерами Парижа, Рима, Дублина, Веймара. Год назад удалось устроить приезд художницы в Петербург, организовать ей возможность работать над городскими раритетами. Тогда же были сделаны основные снимки из новой петербургской серии.
Кандида принадлежит к дюссельдорфской школе — центральному явлению европейской фотографии ХХ века. Ее учителя — Берндт и Хилла Бехер. Кандида снимает интерьеры ранним утром или в полдень. Медленно находит нужный ракурс. Ждет полноценного света — прожектора, экраны, Photoshop и прочие «искусственности» не используются. Поэтому из кадра перед съемкой последовательно убирается все лишнее. В Эрмитаже ассистировавшие на съемках сотрудники выставляли в один ровный ряд музейные скамейки, убирали из кадра ненужные фотоискусству огнетушители, указатели. Но главное — чтобы в кадре не было людей.
Петербург — город-сокровищница. Как в Венеции или в других европейских городах с мощной историей, важное место здесь занимают внутренние помещения старинных зданий. Так проникаешься особой красотой оттенков и пропорций города, говорящих о его сути больше любого фасада. Внутри зданий — дворцов, библиотек, театров, пространств частных и общественных — серый и запыленный Петербург предстает в прежней силе. Былое величие, оказывается, никуда не делось. Оно лишь скрылось в городе интерьеров, отделенном от внешнего мира швейцарами.
В разгар белых ночей мы впервые покажем выставку петербургских фотографий Кандиды Хёфер, продолжающей повествование в жанре петербургских интерьеров. За окнами эрмитажных залов медленно, как десятилетия назад, восходит солнце. Комнаты наполняются светом, тени становятся резче, пластика лепки с природной естественностью обретает цвет и объем. Созерцая этот вековой неспешный ритм, фотограф нажимает на кнопку спуска. Кропотливая подготовка поиска места, точки съемки, ракурса, долгое ожидание нужного света остались за кадром. Разговор о мастерстве фотографа сменяется созерцанием величественной красоты, которую без этого мастерства разглядеть невозможно.