Иск против преподавателя искусств Колумбийского университета в Нью-Йорке вызвал бурную дискуссию по поводу того, достаточно ли художники, которые учат студентов, разбираются в проблемах сексуальной дискриминации и насилия. Студент Пол Нанджессер, обвиненный в изнасиловании однокурсницы Эммы Сулкович, подал в Окружной суд США жалобу на руководство университета и его сотрудников. Он утверждает, что Джон Кесслер, под кураторством которого Сулкович создала свой скандальный дипломный проект Перформанс с матрасом (Неси это бремя) (2014–2015), должен ответить за «преподавательско-студенческое преследование и оскорбление» Нанджессера.
«Мысль о том, что можно подать в суд на куратора за то, что он помог студентке найти способ художественного самовыражения, честно говоря, ужасает, — говорит художник Шон Фейдер, преподававший в нескольких американских художественных школах и университетах. — Высокое искусство поднимает сложные вопросы и пытается достучаться до людей — это как раз про Неси это бремя». По мнению адвоката Даниэлы Нанау, если говорить о свободе самовыражения, «это случай серьезный и беспрецедентный». Важнейшая веха в истории борьбы за права женщин, закон, известный под названием Title IX, был принят при президенте Ричарде Никсоне в 1972 году. Конгресс запретил дискриминацию по половому признаку в учебных заведениях, которые получают федеральные средства. Этот закон, который с тех пор неоднократно упоминался в ряде дел, связанных с сексуальной дискриминацией, «трактуется очень широко», пишет Сьюзан Веа в книге Title IX. «Вместо того, чтобы четко указать, как должны поступать учебные заведения, он позволяет им добиваться своих целей».
Как матрас стал художественным объектом
В октябре 2013 года в Колумбийском университете дело Эммы Сулкович, заявившей, что ее изнасиловал однокурсник, закрыли за отсутствием «веских доказательств». В апреле 2014 года Сулкович и еще 22 студента университета подали жалобу против университета за несоблюдение Title IX — закона о запрете дискриминации женщин — и игнорирование заявлений жертвы сексуального насилия. Через полгода Сулкович представила свой дипломный спектакль-перформанс Неси это бремя (2014–2015). В интервью на радиопрограмме Democracy Now! девушка пообещала таскать 22-килограммовый матрас из общежития вокруг кампуса каждый день до выпускного или «пока насильник не будет исключен из университета». Перформанс получил широкое признание: критик New York Times Роберта Смит назвала его «единственным и знаковым в нашу эпоху навязываемых мнений, бесконечных дискуссий и праведного гнева». Когда номер уходил в печать, Сулкович получила диплом. Услышать комментарии ни от нее, ни от университета, ни от Джона Кесслера нам так и не удалось.
Оборотная сторона этой открытости — то, что, как в известной пословице, закон — что дышло: куда повернул — туда и вышло. Один скромный художник, пожелавший остаться неизвестным, жалуется, что в его учебном заведении проблеме вообще не уделяют внимания. Но это скорее исключение. Техасский университет в Остине проводит для своих преподавателей целый курс по Title IX, рассказывает художник Майкл Смит, профессор отделения трансмедиа. Тренинг во многом рассчитан на женщин, которые, по статистике, чаще становятся объектами сексуального насилия, однако в последнее время все большее число адвокатских контор получают иски от мужчин, подвергшихся дискриминации и домогательствам. Многие обеспокоены резонансом дела Нанджессера в художественном мире. «Мы живем в постоянном страхе, как бы не совершить ошибку или не выйти за границы политкорректности, — сетует художник и куратор Катя Гроховски. — А как же творить великое, не боясь ограничений и запретов, изменяя жизнь и окружающий мир?» Ее коллеги еще более бесстрашны. Преподаватель Школы визуальных искусств в Нью-Йорке Мэрилин Минтер заявила, что собирается работать, как и прежде. «По мне, так иск этот — полная глупость, а Джон Кесслер — герой», — считает она.