18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Четыре государственные реставрационные организации объединят в одно акционерное общество

Министерство культуры заявило, что собирается развивать реставрационную отрасль — для этого на базе специально созданного в 2014 году ОАО «Реставрационные компании» планируется объединить несколько крупных организаций в этой области: ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» (МНРХУ), ФГУП «Научно-производственная фирма „Ресма“», ФГУП «Институт по реставрации памятников истории и культуры „Спецпроектреставрация“» и ОАО «Центрреставрация». Юридически слияние должно завершиться к началу 2016 года, однако фактически хозяйственные и административные структуры учреждений уже сейчас работают вместе.

По словам председателя совета директоров «Реставрационных компаний» Андрея Аристархова, целью слияния является создание «реставрационного монстра в хорошем смысле» — многопрофильной государственной компании, которая сможет конкурировать с коммерческими структурами в проведении комплексных реставрационных работ. Например, новое объединение будет способно выполнять одновременно архитектурную и художественную реставрацию. Аристархов заявил, что в нынешней ситуации узкая специализация не выгодна: государственные конкурсы выигрывают компании широкого профиля, которые, в свою очередь, используют специализированные как субподрядчика на собственных условиях. В качестве примера он привел МНРХУ, прибыль которого увеличилась после присоединения к его профильной реставрации живописи ремонтно-реставрационного и строительного направлений: в 2013 году доход составил около 300 млн руб., к 2014-му он вырос до 700 млн руб, в 2015 году прибыль ожидается в районе 1 млрд руб.

Однако некоторые сотрудники самого МНРХУ не разделяют оптимизма администрации — в Интернете была опубликована петиция на имя президента РФ с просьбой сохранить самостоятельность организации.

Кроме того, как рассказал нашему изданию бригадир мастерской масляной живописи МНРХУ Александр Вицин, «администрация МНРХУ не занимается развитием реставрации художественных произведений, а занимается непрофильной для МНРХУ, но более выгодной деятельностью — берет договоры по архитектурным работам и выполняет их в основном при помощи субподрядных организаций», сотрудники опасаются, что после слияния ситуация только усугубится. На вопрос нашего корреспондента Вероника Костина, исполнительный директор МНРХУ, ответила, что в новом объединении живописное направление планируют развивать так же активно, как и другие, впрочем, конкретных мер по развитию она не назвала.

Опасения также вызывает возможная в случае объединения необходимость выполнять комплексные реставрационные работы в сжатые сроки. По мнению части сотрудников, это может нанести удар по традиционному для МНРХУ научному подходу к восстановлению монументальных живописных ансамблей, требующему значительных временных затрат. По словам же Андрея Аристархова, возможность выигрывать тендеры в рамках одной организации должна поспособствовать росту финансирования научной деятельности, так как все средства, полученные в результате выполнения работ, будут распределяться внутри объединения, а не выплачиваться сторонней коммерческой компании. Заместитель министра культуры Григорий Пирумов также отметил, что зарабатываемые средства объединение сможет эффективно и гибко вкладывать в собственную научную деятельность.

Обеспокоенность сотрудников вызывает и идущий сейчас процесс приватизации организации, которая является частью программы приватизации федерального имущества и должна завершиться к 2016 году. Реставраторы опасаются продажи здания и земли МНРХУ на Кадашевской набережной. Григорий Пирумов, впрочем, пояснил, что здание останется в собственности учреждения, а создаваемое объединенное акционерное общество будет управляться представителями Росимущества, Министерства культуры и советом директоров, в который должны войти наиболее активные деятели реставрационной области. В обозримом будущем продажа акций и зданий нового реставрационного комплекса в частные руки не предусмотрена.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+