18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сквозь огонь, воду и пену

№34
Материал из газеты

В Центре Грабаря восстановили почти все предметы, пострадавшие в пожаре. В их числе — картина Жана Тасселя «Жертвоприношение Ифигении»

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря горел летом 2010 года. Из 1220 находившихся там вещей 58 оказались повреждены. Не повезло и картине Жана Тасселя Жертвоприношение Ифигении — единственной в России работе художника. Габариты ее внушительны: это полотно размером 2×2,5 м. Во время пожара оно подверглось термическому воздействию, а потом упало в воду. Вода его и спасла.

Часть предметов после пожара попала на временное хранение в ГМИИ им. А. С. Пушкина, часть — в ГосНИИР, что-то принял ГИМ. Картина Жертвоприношение Ифигении оказалась в РОСИЗО, где простояла целый год. Когда Центр Грабаря смог организовать временные рабочие площади в съемных помещениях, реставраторы принялись за спасение картины. Казалось, та не подлежит восстановлению: белая пленка разложившегося лака почти полностью скрыла изображение. Во время пожара картина упала с мольберта, в правой ее части осталась вмятина. Минимизировать ущерб, нанесенный пожаром, специалистам удалось благодаря опыту работы с обожженной поверхностью картин (центр ранее работал с экспонатами из Чечено-Ингушского республиканского музея изобразительных искусств в Грозном и Музея-заповедника «Усадьба „Мураново“ им. Ф. И. Тютчева»).

Микротрещины лаковой пленки закрылись благодаря спиртовому отпариванию — проступил живописный слой. Укрепили аварийные участки красочного слоя и места угрозы осыпей, далее началась сложная разработка метода устранения ожогов с укреплением красочного слоя, укладки вздутий в местах ожогов и насыщения перегоревших слоев живописи для восстановления связующего. Решение всех проблем потребовало четыре года сложнейших работ.

Сегодня, глядя на Жертвоприношение Ифигении, сложно представить ее недавнее состояние.

В общей сложности за эти годы над картиной трудилось под руководством заведующей отделом реставрации масляной живописи Надежды Кошкиной более десяти специалистов разного профиля.

Реставраторы вытянули сияющую белизну Ифигении, голубые, красные и золотые тона, столь характерные для французской живописи XVII века, а также облако с фигурами Артемиды и лани и живописный фон, расположенные вверху картины, где она сильнее всего пострадала от огня.

Со временем удалось насытить полотно настолько, что его колорит практически перестал уходить, темнеть и блекнуть.
Как отмечают реставраторы, самым сложным в этом долгом процессе оказалось проявить выдержку. «Изображение никак не хотело стабилизироваться. Картина стояла какое-то время в нормальном состоянии, а потом мы вдруг обращали внимание, что поверхность опять мутнеет. И мы вновь начинали спасать то, что казалось уже спасенным», — рассказывает Василий Неустроев, один из тех, кто провел с Жертвоприношением Ифигении последние четыре года.
В Государственный музей-усадьбу «Архангельское» картина вернется после финальных тонировочных работ. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+