Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря горел летом 2010 года. Из 1220 находившихся там вещей 58 оказались повреждены. Не повезло и картине Жана Тасселя Жертвоприношение Ифигении — единственной в России работе художника. Габариты ее внушительны: это полотно размером 2×2,5 м. Во время пожара оно подверглось термическому воздействию, а потом упало в воду. Вода его и спасла.
Часть предметов после пожара попала на временное хранение в ГМИИ им. А. С. Пушкина, часть — в ГосНИИР, что-то принял ГИМ. Картина Жертвоприношение Ифигении оказалась в РОСИЗО, где простояла целый год. Когда Центр Грабаря смог организовать временные рабочие площади в съемных помещениях, реставраторы принялись за спасение картины. Казалось, та не подлежит восстановлению: белая пленка разложившегося лака почти полностью скрыла изображение. Во время пожара картина упала с мольберта, в правой ее части осталась вмятина. Минимизировать ущерб, нанесенный пожаром, специалистам удалось благодаря опыту работы с обожженной поверхностью картин (центр ранее работал с экспонатами из Чечено-Ингушского республиканского музея изобразительных искусств в Грозном и Музея-заповедника «Усадьба „Мураново“ им. Ф. И. Тютчева»).
Микротрещины лаковой пленки закрылись благодаря спиртовому отпариванию — проступил живописный слой. Укрепили аварийные участки красочного слоя и места угрозы осыпей, далее началась сложная разработка метода устранения ожогов с укреплением красочного слоя, укладки вздутий в местах ожогов и насыщения перегоревших слоев живописи для восстановления связующего. Решение всех проблем потребовало четыре года сложнейших работ.
Сегодня, глядя на Жертвоприношение Ифигении, сложно представить ее недавнее состояние.
В общей сложности за эти годы над картиной трудилось под руководством заведующей отделом реставрации масляной живописи Надежды Кошкиной более десяти специалистов разного профиля.
Реставраторы вытянули сияющую белизну Ифигении, голубые, красные и золотые тона, столь характерные для французской живописи XVII века, а также облако с фигурами Артемиды и лани и живописный фон, расположенные вверху картины, где она сильнее всего пострадала от огня.
Со временем удалось насытить полотно настолько, что его колорит практически перестал уходить, темнеть и блекнуть.
Как отмечают реставраторы, самым сложным в этом долгом процессе оказалось проявить выдержку. «Изображение никак не хотело стабилизироваться. Картина стояла какое-то время в нормальном состоянии, а потом мы вдруг обращали внимание, что поверхность опять мутнеет. И мы вновь начинали спасать то, что казалось уже спасенным», — рассказывает Василий Неустроев, один из тех, кто провел с Жертвоприношением Ифигении последние четыре года.
В Государственный музей-усадьбу «Архангельское» картина вернется после финальных тонировочных работ.