Произведений Пита Мондриана в российских музеях нет. В прошлом году одна его абстракция из Тейт-Модерн приехала на юбилейную выставку Воображаемый музей в ГМИИ им. А. С. Пушкина, а до этого была одна ретроспектива в 1996 году — в Эрмитаже и в ГМИИ. Она включала 28 полотен и графику в основном раннего, фигуративного периода. Так что выставка в Третьяковской галерее, отражающая все периоды творчества художника, обещает стать первым настоящим знакомством с самым известным после Ван Гога голландским модернистом. К слову, изначально Третьяковская галерея и хотела заполучить именно Ван Гога. «Когда зашла речь о большой голландской выставке, то все подумали о Ван Гоге, но его музей в Амстердаме сейчас на реконструкции, а гастрольные выставки расписаны на годы вперед, тогда и возник Мондриан», — рассказывает куратор выставки Андрей Воробьев. Как и в 1996 году, все работы — из Гементемузеума в Гааге, где крупнейшая в мире коллекция Мондриана (300 работ). Из 169 картин, которые находятся в Гааге, для Москвы было отобрано 37. Может показаться, что это не так уж много, но, в отличие от той, первой выставки, они как раз показывают эволюцию художника.
Выставка в Третьяковке замечательна еще по одной причине. «Есть три великих абстракциониста: Кандинский, Малевич и Мондриан, и каждый из них развивал свою линию. Мы показываем Мондриана на Крымском Валу, где, поднявшись на этаж выше, зритель сможет увидеть негласную перекличку с Кандинским и Малевичем в нашей постоянной экспозиции. И это беспрецедентно — одновременно увидеть абстракции Мондриана, Композицию № 7 Кандинского и Черный квадрат Малевича. Ни на одной выставке этого не собрать, а у нас это возможно», — говорит Воробьев.
Экспозиция открывается ранними работами. И здесь зрителя ждут открытия. Во время учебы в Академии художеств в Амстердаме и до отъезда в 1911 году в Париж Мондриан пробовал все. «Кого он только не копировал! И Микеланджело, и Ван Гога, и своих современников», — поясняет куратор. В 1895–1907 годах Мондриан писал в основном типичные голландские пейзажи (Остзейская мельница вечером, 1907–1908), где виден интерес к голландцам XVII века, к Барбизонской школе, к импрессионизму. Не избежал он также влияния символизма (Преданность, 1908) и Ван Гога, выставку которого посетил в 1905 году в Музее Стеделейк. Но и в этих ранних вещах проступает Мондриан, которого все знают, — с четким соотношением вертикалей и горизонталей и насыщенным цветом. Ощущается в них и пока смутное желание свести увиденное к некой универсальной формуле. Следующим этапом в направлении к абстракции стал кубизм, с ним художник в 1911 году познакомился в Амстердаме на Международной выставке современных художников, где были и полотна Пикассо с Браком. Но даже работы, написанные уже после переезда Мондриана в Париж, больше уже абстрактные, чем кубистические (Композиция из деревьев I, 1912, Портрет дамы, 1912). И когда в 1914 году с началом войны он вернулся на родину, формула нового искусства, визуализирующая реальный мир в виде геометрической сетки из вертикалей и горизонталей и с использованием основных цветов спектра уже сложилась (Композиция с овальными и цветными плоскостями II, 1914). Когда в 1917 году Мондриан и Тео ван Дусбург основали движение De Stij, они лишь де-факто представили миру «неопластицизм» (так Мондриан назвал свою новую концепцию искусства). Дальше она уже не менялась, и после того как художник вернулся в Париж, и когда в 1940 году эмигрировал в США. На выставке можно будет увидеть хрестоматийные абстракции второго парижского периода 1920–30-х годов. Не будет там только позднего нью-йоркского периода, когда в статичные мондриановские структуры врываются динамика и ритмы мегаполиса. Последний шедевр художника, купленный властями Гааги в 1998 году за рекордные $40 млн, — Победа бугивуги (1942–1944) — никогда не покидает стены Гементемузеума — из-за внушительных размеров и хрупкости красочного слоя.