Весьма уместно, что первый выезд недавно отреставрированной Прекрасной Ферроньеры Леонардо да Винчи случился именно в тот город, где она была написана пять столетий назад. Картина, находящаяся в коллекции парижского Лувра, вернулась в Милан ради выставки Леонардо, 1452–1519 в Королевском дворце (до 19 июля). Время проведения итальянской ретроспективы было выбрано так, чтобы она хронологически совпала со Всемирной выставкой в Милане (1 мая — 31 октября). Картина также должна будет отправиться в Объединенные Арабские Эмираты на открытие Лувра в Абу-Даби в 2016 году.
Тонкие черты модели и значительная часть нежного цвета ее лица были восстановлены благодаря работе реставраторов из Центра исследований и реставрации музеев Франции. Они истончили лак на полотне, толщина которого составляла от 40 до 60 микронов и практически равнялась красочным слоям.
Но части своих секретов Прекрасная Ферроньера, озадачивающая искусствоведов до такой степени, что периодически под сомнение ставилось даже авторство Леонардо, так и не выдала: никто не знает, когда это произведение попало в королевскую коллекцию, по-прежнему нет уверенности и в установлении личности модели. Название не дает ответа на последний вопрос. Когда-то считалось, что изображенная на полотне — мадам Ле Феррон, любовница короля Франциска I; по другой теории, это Анна Болейн. Венсан Дельеван, куратор, отвечающий в Лувре за итальянскую живопись XVI века, говорит, что это полотно может быть портретом Чечилии Галлерани, любовницы Лодовико Сфорца, герцога Миланского, или его супруги Беатриче д’Эсте, «хотя ничто не может подтвердить ни одну из этих гипотез».
Исследование показало, что произведение действительно было создано в Милане в 1490-х годах. Доска толщиной 8 мм сделана из орехового дерева, которое Леонардо использовал во время своего пребывания в городе. Однако эксперты исключили возможность того, что она была вырезана из того же бруса, что и доска, на которой Леонардо написал Даму с горностаем (около 1489–1490), сейчас находящуюся в коллекции Музея Чарторыйских в Кракове и известную как портрет Чечилии Галлерани. «При помощи рентгенографического анализа нам удалось доказать, что две эти доски определенно не относятся к одному древесному массиву», — говорит исследовательница Элизабет Раво.
Что необычно, доска оказалась покрыта не гипсовой грунтовкой, а грунтовкой из свинцовых белил. Сходная основа была обнаружена на портрете Галлерани и на Моне Лизе. Розоватый оттенок на нижней челюсти и шее модели по-прежнему виден, а ее лицо все еще покрыто желтым лаком, хотя слой последнего был сильно уменьшен.
«Мы сделали пробы осветления лака, и научный комитет выбрал промежуточный вариант», — говорит реставратор Аньес Мальпель. Во Франции за работами пристально следит горстка пуристов, и французские реставраторы особенно уважительно относятся к истории произведения, в том числе к ошибкам. Будет полезно учитывать этот подход, когда придет очередь очищать Мону Лизу.