18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Муза Леонардо выезжает из Лувра, но не раскрывает своих секретов

№35
Материал из газеты

Истончение лакового слоя сделало черты «Прекрасной Ферроньеры» лучше видимыми

Весьма уместно, что первый выезд недавно отреставрированной Прекрасной Ферроньеры Леонардо да Винчи случился именно в тот город, где она была написана пять столетий назад. Картина, находящаяся в коллекции парижского Лувра, вернулась в Милан ради выставки Леонардо, 1452–1519 в Королевском дворце (до 19 июля). Время проведения итальянской ретроспективы было выбрано так, чтобы она хронологически сов­пала со Всемирной выставкой в Милане (1 мая — 31 октября). Картина также должна будет отправиться в Объединенные Арабские Эмираты на открытие Лувра в Абу-Даби в 2016 году.

Тонкие черты модели и значительная часть нежного цвета ее лица были восстановлены благодаря работе реставраторов из Центра исследований и реставрации музеев Франции. Они истончили лак на полотне, толщина которого составляла от 40 до 60 микронов и практически равнялась красочным слоям.

Но части своих секретов Прекрасная Ферроньера, озадачивающая искусствоведов до такой степени, что периодически под сомнение ставилось даже авторство Леонардо, так и не выдала: никто не знает, когда это произведение попало в королевскую коллекцию, по-прежнему нет уверенности и в установлении личности модели. Название не дает ответа на последний вопрос. Когда-то считалось, что изображенная на полотне — мадам Ле Феррон, любовница короля Франциска I; по другой теории, это Анна Болейн. Венсан Дельеван, куратор, отвечающий в Лувре за итальянскую живопись XVI века, говорит, что это полотно может быть портретом Чечилии Галлерани, любовницы Лодовико Сфорца, герцога Миланского, или его супруги Беатриче д’Эсте, «хотя ничто не может подтвердить ни одну из этих гипотез».

Исследование показало, что произведение действительно было создано в Милане в 1490-х годах. Доска толщиной 8 мм сделана из орехового дерева, которое Леонардо использовал во время своего пребывания в городе. Однако эксперты исключили возможность того, что она была вырезана из того же бруса, что и доска, на которой Леонардо написал Даму с горностаем (около 1489–1490), сейчас находящуюся в коллекции Музея Чарторыйских в Кракове и известную как портрет Чечилии Галлерани. «При помощи рентгенографического анализа нам удалось доказать, что две эти доски определенно не относятся к одному древесному массиву», — говорит исследовательница Элизабет Раво.

Что необычно, доска оказалась покрыта не гипсовой грунтовкой, а грунтовкой из свинцовых белил. Сходная основа была обнаружена на портрете Галлерани и на Моне Лизе. Розоватый оттенок на нижней челюсти и шее модели по-прежнему виден, а ее лицо все еще покрыто желтым лаком, хотя слой последнего был сильно уменьшен.

«Мы сделали пробы осветления лака, и научный комитет выбрал промежуточный вариант», — говорит реставратор Аньес Мальпель. Во Франции за работами пристально следит горстка пуристов, и французские реставраторы особенно уважительно относятся к истории произведения, в том числе к ошибкам. Будет полезно учитывать этот подход, когда придет очередь очищать Мону Лизу. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+