18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Чайная церемония. Вся вселенная на ладони

Раку («простота», «естественность») — традиция керамики, которая создается вручную без гончарного круга, существует в Японии с XVI века. Название происходит от надписи на печати, полученной в дар от военачальника Тоётоми Хидэёси. Он построил дворец в Киото, в создании которого принимали участие основатель традиции чайного действа «тя-но ю» Сэн-но Рикю и мастер керамики Тёдзиро, который и стал основателем династии Раку. На сегодня династия насчитывает 15 поколений патриархов Раку. Раку Китидзаэмон, нынешний 15-й патриарх династии, считает, что такие полные выставки, как та, что открывается в Эрмитаже, — большая редкость даже для Японии. В изобразительном мире Раку, ограниченном рамками чайной чаши, происходит поиск глубинных связей с природой, стремление к философским размышлениям на тему случайности и неизбежности, части и целого, завершенности и незавершенности, к достижению ощущения вселенной в созидаемых формах. Содержимое чаши можно назвать «вселенной в чайной чаше», раскрывающейся в ладонях, — от бесконечного космоса до журчания горной речки. В центре выставки — произведения Тёдзиро, имеющие статус национального культурного достояния, такие как Двухцветный лев из собрания Музея Раку, Черная чайная чашка-Раку Мукигури (Очищенный каштан) из собрания Агентства по делам культуры Японии, Красная чайная чашка-Раку Муитибуцу (Ничего не иметь) из собрания Музея изобразительных искусств Эгава.

Большая часть из 170 предметов предоставлена Музеем Раку в Киото, который основан в 1978 году и собирает керамику и документы, связанные с японской чайной церемонией. На выставке будут показаны произведения всех 15 патриархов и даже будущего 16-го патриарха Раку Ацундо.

В экспозицию будут включены и предметы, представленные чайными школами Омотэ Сэнкэ и Ура Сэнкэ — потомками основателя чайной культуры «тя-но ю» Сэн Рикю, сохранившими традиции чайного действа до наших дней. Практически параллельно Эрмитаж откроет еще одну выставку — Сосуд вечной радости: японские миниатюрные чайники для чая сэнтя — из своей коллекции (18 июля — 15 ноября). 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+