18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Клуб Русакова вернули в авангард

№35
Материал из газеты

Отреставрировано и открыто одно из главных творений Константина Мельникова

В Москве завершена реставрация Клуба Союза коммунальников (Дома культуры) имени И.В.Русакова (ул. Стромынка, д. 6), известнейшего памятника советского конструктивизма и одного из главных творений Константина Мельникова. Стараниями реставраторов клуб превратился в театр и снова выглядит как арт-объект.

Реставрация, проект которой начали разрабатывать семь лет назад, длилась более двух лет — ничтожный срок, если вспомнить, как долго к ней готовились, ожидая государственного финансирования, сколько десятилетий о ней мечтали.
Когда в конце перестройки в СССР хлынул поток иностранцев, среди них было немало архитекторов, приезжавших чуть ли не специально увидеть работы Мельникова, вошедшие в учебники и во многом определившие развитие архитектуры XX века. Одним из самых желанных объектов был ДК имени Русакова с глядящими на три стороны зубцами: в плане здание напоминает неполную шестеренку. Из бетонных стен торчала оголенная арматура, здание населяли арендаторы, сзади виднелась бессмысленная пристройка. В 1996-м памятник отдали в пользование Театру Романа Виктюка — как репетиционную базу, ибо играть там было нельзя. Внутри всегда была темнота — из-за заложенных кирпичом окон, считавшихся одной из узнаваемых марок Мельникова.

Возведенный в 1929 году на открытом пространстве за Сокольниками клуб был одним из первых в мире подобного рода объектов — не просто из стекла и бетона, но с таким щедрым стеклянным заполнением, позволявшим солнечным лучам пронизывать его насквозь, что изнутри казался домом света, а снаружи по вечерам напоминал гигантский светящийся объект. Таким его Мельников задумал, это было его ноу-хау, открывшее новый путь в архитектуре — мировой. Но у СССР был свой путь, и здесь же, в Москве, Константин Мельников стал свидетелем краха своих идей. Причем сразу. Оконные переплеты высотой в несколько этажей он спроектировал из металла, который был в дефиците, поэтому рамы пришлось изготовить из дерева (по той же причине Владимир Шухов вынужден был сделать свою радиобашню в полтора раза ниже, чем собирался). Деревянные окна такой нагрузки выдержать не могли, и уже в начале 1930-х их заложили. Мельников, которому после 1930 года не дали ничего построить (а прожил он до 1974-го), наверняка потерял счет таким утратам, эти окна были одной из многих. Теперь их открыли, сделав переплеты из стали, точно по проекту.

Само же здание оказалось не столь ветхим, как предполагали. При всей его неопрятности и неухоженности выяснилось, что бетон в отличном состоянии и даже камышит — притча во языцех современных архитекторов, занимающихся конструктивистскими объектами, — еще вполне пригоден. Камышит — строительный материал из залитых бетоном спрессованных стеблей камыша; в нищие, но богатые идеями конструктивистские времена им заполняли пространство между несущими колоннами. Во многих зданиях конца 1920-х, в том же доме Наркомфина, камышит совершенно вышел из строя, однако в Клубе коммунальников сохранился, и менять его нет нужды. Невольно возникает мысль, что и Департамент культурного наследия Москвы, с готовностью профинансировавший реставрацию памятника и приспособление его под нужды театра, взялся за дело именно потому, что было оно не так уж безнадежно, как казалось.

Как бы то ни было, памятник превратили в театр без особых потерь. Главный архитектор реставрации генеральный директор архитектурно-строительной компании «Доминанте» Сергей Лесников признался TANR, что самым сложным было «примирить реставрационные требования с постоянно менявшимися пожеланиями Романа Виктюка и его сотрудников, которые требовали внести в конструкцию изменения, противоречащие охранному статусу», но в итоге реставратор добился своего. Из-за несогласий с хозяином театра он даже оказался на время отстранен от работ, но впоследствии был вновь призван.

Мельников спроектировал в клубе зал-трансформер, он мечтал, чтобы стены двигались. Хотя впоследствии сам отказался от этого: технических средств таких не было, да и сейчас нет. Однако элементы трансформера сохранились. «Фактически, — говорит Лесников, — это пять зрительных залов, выходящих в одно пространство, объединенное большой сценой. Каждая антресоль может быть самостоятельным залом, и все пять объемов — три наверху и два внизу — одновременно видны только со сцены».

Именно со сцены открывается лучший вид. Благодаря умелой реставрации мы почти не замечаем технической начинки, которой здание напичкано под завязку (70 км проводов на 3 тыс. м2). Кресла в зрительном зале повторяют стиль оригинальных кресел, которые Мельников проектировал, как и все интерьеры, сам. Сергей Лесников считает, что превратить клуб в полноценный театр, располагающий современной машинерией, в полной мере невозможно — из-за требований охраны, но разумного компромисса достичь удалось.

Другой известный компромисс — сделать дешево или хорошо — разрешился, похоже, в пользу последнего. Все вместе, реставрация и приспособление к театральным нуждам, обошлось в 500 млн руб. Главный реставратор сетует, что средств было недостаточно, — но ведь могли дать еще меньше. В то же время памятник приведен к первоначальному виду во всем, включая надписи на фасадах, на каждом из трех зубцов. Вот они: «Профсоюзы», «Клуб Русакова Союза коммунальников», «Школа коммунизма». Есть еще одна — «Театр Романа Виктюка», безусловно лишняя. Зато памятник живет. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+