18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Собрание Володчинского в Пушкинском музее: реализованная мечта коллекционеров

Выставка с академически сдержанным названием «Русское искусство XIXXX веков из собрания А.Н. Володчинского» открылась в недрах отдела личных коллекций Пушкинского музея — в здании, которое понимающие люди называют «МЛК-2» (следующий за МЛК дом по Волхонке, ближе к Кремлю). Это событие дало возможность представителям ГМИИ приободрить коллекционерское сообщество, всерьез обеспокоенное судьбой отдела личных коллекций, основное здание которого занято имуществом и сотрудниками переселенных на время реконструкции отделов Пушкинского музея.

Историю создания коллекции Александра Володчинского (сфера его профессиональных интересов — шоу-бизнес) можно назвать классической для постсоветской России. Так же, как многие сегодняшние владельцы серьезных собраний, Володчинский совершил первые приобретения около 25 лет назад, когда легальный русский антикварный рынок только-только формировался. Так же, как большинство, он начал с русской классики XIX века — и сам коллекционер вспоминает, что одной из ранних и наиболее важных для него покупок стала работа Владимира Маковского.

Сегодня собрание Александра Володчинского насчитывает около 300 произведений и продолжает развиваться «по любви» — коллекционер не ограничивает себя какими-либо жесткими временными или стилистическими рамками. Куратор коллекции искусствовед и эксперт Владимир Петров особо отмечает собранные Володчинским произведения бытового жанра второй половины XIX века, работы передвижников и «русских импрессионистов». Наряду с русской классикой в собрании есть европейские мастера — Моис Кислинг, Сюзанна Валадон, Камиль Коро, а на открытии с уважением говорили и о библиофильской части коллекции.

Восемьдесят работ, отобранные куратором выставки Натальей Автономовой, заняли пять залов, один из которых полностью отдан братьям Маковским. По сути это полноценная «выставка в выставке»: подборка картин русского городского быта Владимира Маковского (посетители подробно изучают котика в «Разговорах по хозяйству») очень точно дополнены парой работ Константина Маковского, с обязательной «головкой» («Портрет темноволосой красавицы»).

Отдельно расположились «первые имена»: авторский вариант «Витязя на распутье» Виктора Васнецова, «Плач Ярославны» Василия Перова, пейзажи Ивана Айвазовского соседствуют с «Жатвой» Александра Киселева и с неожиданной для любителей пейзажей Николая Дубовского драматической работой «Порт-Артурское дело», где изображен судебный процесс по делу о сдаче Порт-Артура во время Русско-японской войны. Непривычны хорошо знакомые авторы: почти символистский поздний «Парусник» Исаака Левитана и сотканный из переливов белого цвета «Вид на Московский Кремль зимой» Василия Верещагина.

Коллекция перетекает в ХХ век — с картинами Константина Коровина и Бориса Кустодиева, прозрачной работой Константина Юона «Провинция. Базар» и чудесной миниатюрой Ивана Похитонова «Задворный прудок. Жабовщизна», с портретом Генриетты Гиршман кисти Константина Сомова (да, это ее писал Валентин Серов) и «Миражом в степи» Павла Кузнецова (в сентябре эта работа отправится на выставку Кузнецова в Третьяковскую галерею).

Фраза «как в Третьяковской галерее» постоянно звучит в залах выставки, поэтому уже практически ждешь появления пейзажа Мстислава Добужинского и портретов Юрия Анненкова, рисунка Натана Альтмана («Спящий Михоэлс» — недавнее приобретение коллекционера), произведений Роберта Фалька и Александра Осьмеркина (его «Пионы» 1951 года задают верхнюю временную границу выставки).

Наблюдение, что большинству русских коллекционеров нужны авторы «из Третьяковки», вполне справедливо — но обычно дело ограничивается собранием, просто придерживающимся того же художественного направления. Похоже, на этот раз мы встретились с коллекцией, реализовавшей эту мечту.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+