18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Собрание Володчинского в Пушкинском музее: реализованная мечта коллекционеров

Выставка с академически сдержанным названием «Русское искусство XIXXX веков из собрания А.Н. Володчинского» открылась в недрах отдела личных коллекций Пушкинского музея — в здании, которое понимающие люди называют «МЛК-2» (следующий за МЛК дом по Волхонке, ближе к Кремлю). Это событие дало возможность представителям ГМИИ приободрить коллекционерское сообщество, всерьез обеспокоенное судьбой отдела личных коллекций, основное здание которого занято имуществом и сотрудниками переселенных на время реконструкции отделов Пушкинского музея.

Историю создания коллекции Александра Володчинского (сфера его профессиональных интересов — шоу-бизнес) можно назвать классической для постсоветской России. Так же, как многие сегодняшние владельцы серьезных собраний, Володчинский совершил первые приобретения около 25 лет назад, когда легальный русский антикварный рынок только-только формировался. Так же, как большинство, он начал с русской классики XIX века — и сам коллекционер вспоминает, что одной из ранних и наиболее важных для него покупок стала работа Владимира Маковского.

Сегодня собрание Александра Володчинского насчитывает около 300 произведений и продолжает развиваться «по любви» — коллекционер не ограничивает себя какими-либо жесткими временными или стилистическими рамками. Куратор коллекции искусствовед и эксперт Владимир Петров особо отмечает собранные Володчинским произведения бытового жанра второй половины XIX века, работы передвижников и «русских импрессионистов». Наряду с русской классикой в собрании есть европейские мастера — Моис Кислинг, Сюзанна Валадон, Камиль Коро, а на открытии с уважением говорили и о библиофильской части коллекции.

Восемьдесят работ, отобранные куратором выставки Натальей Автономовой, заняли пять залов, один из которых полностью отдан братьям Маковским. По сути это полноценная «выставка в выставке»: подборка картин русского городского быта Владимира Маковского (посетители подробно изучают котика в «Разговорах по хозяйству») очень точно дополнены парой работ Константина Маковского, с обязательной «головкой» («Портрет темноволосой красавицы»).

Отдельно расположились «первые имена»: авторский вариант «Витязя на распутье» Виктора Васнецова, «Плач Ярославны» Василия Перова, пейзажи Ивана Айвазовского соседствуют с «Жатвой» Александра Киселева и с неожиданной для любителей пейзажей Николая Дубовского драматической работой «Порт-Артурское дело», где изображен судебный процесс по делу о сдаче Порт-Артура во время Русско-японской войны. Непривычны хорошо знакомые авторы: почти символистский поздний «Парусник» Исаака Левитана и сотканный из переливов белого цвета «Вид на Московский Кремль зимой» Василия Верещагина.

Коллекция перетекает в ХХ век — с картинами Константина Коровина и Бориса Кустодиева, прозрачной работой Константина Юона «Провинция. Базар» и чудесной миниатюрой Ивана Похитонова «Задворный прудок. Жабовщизна», с портретом Генриетты Гиршман кисти Константина Сомова (да, это ее писал Валентин Серов) и «Миражом в степи» Павла Кузнецова (в сентябре эта работа отправится на выставку Кузнецова в Третьяковскую галерею).

Фраза «как в Третьяковской галерее» постоянно звучит в залах выставки, поэтому уже практически ждешь появления пейзажа Мстислава Добужинского и портретов Юрия Анненкова, рисунка Натана Альтмана («Спящий Михоэлс» — недавнее приобретение коллекционера), произведений Роберта Фалька и Александра Осьмеркина (его «Пионы» 1951 года задают верхнюю временную границу выставки).

Наблюдение, что большинству русских коллекционеров нужны авторы «из Третьяковки», вполне справедливо — но обычно дело ограничивается собранием, просто придерживающимся того же художественного направления. Похоже, на этот раз мы встретились с коллекцией, реализовавшей эту мечту.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+