В самом посещаемом и передовом музее Германии — очередной этап глобальной реконструкции. Но пока Пергамский алтарь (а также часть Пергамского музея, в котором он выставлен) закрыт на реставрацию до 2019 года, слепки эллинистических скульптур можно увидеть в Пушкинском музее в Москве и в петербургской Академии имени Штиглица, куда Эрмитаж передал максимально полную копию едва ли не главного античного шедевра, выполненную молодыми ленинградскими реставраторами перед возвращением оригиналов в Берлин.
Туристы, отправляющиеся в Берлин за исключительными эстетическими впечатлениями в ближайшие годы, должны внести изменения в свои планы: осенью прошлого года на реставрацию закрылся самый посещаемый музей Германии (по сведениям TANR, 60-е место в мире по количеству туристов — почти 1 млн человек в 2014 году) — Пергамский музей на Музейном острове.
Герман Парцингер, президент Фонда прусского культурного наследия, объясняет, что массовые туристические потоки привели помещения музея в плачевное состояние. Техническое оснащение устарело и так изношено, что капремонт жизненно необходим.
На сайте Пергамского музея сообщается, что основная его часть (та, где хранится знаменитый алтарь, чудо позднего эллинистического искусства) закрыта до 2019 года. Первоначально высказывалась идея оставить шедевр на время ремонта открытым. Но уже очень скоро от нее отказались из-за соображений безопасности и сохранности объекта. Также закрыто северное крыло и некоторые другие помещения музея.
Как известно, здесь экспонируется не только искусство античной эпохи: Пергамский музей состоит из трех автономных коллекций. Помимо древнегреческого и древнеримского искусства, тут собрано и показывается исламское искусство VIII—XIX веков, а также монументальные, кропотливо восстановленные архитектурные объекты Передней Азии — шумерские, вавилонские и ассирийские шедевры. Самые известные экспонаты этой части коллекции — Ворота Иштар и Дорога процессий времен правления Навуходоносора II, Рыночные ворота из Милета. Таким образом, из трех автономных музеев, собранных под одной крышей, во время длительной реконструкции будут функционировать два — Музей исламского искусства и Переднеазиатский музей, расположенные в южном крыле.
Полностью реконструкцию Пергамского музея обещают закончить к 2025 или даже к 2026 году, когда искусство Передней Азии займет все южное крыло главного здания, включая верхний этаж. Благодаря этим изменениям можно будет показать новые археологические находки немецких ученых, в частности из экспедиций в Сирию. А Музей исламского искусства со временем должен занять все северное крыло.
Полностью обновленный Пергамский музей станет логическим и архитектурным центром острова, музеи которого составят, своего рода, единый «археологический променад», позволяющий посмотреть все коллекции разных институций в рамках одного туристического маршрута.
Поэтапная реконструкция острова началась в 1999 году Фондом прусского культурного наследия. К 2015 году три из пяти музеев здесь уже реконструированы, теперь же пришла очередь самого крупного и известного из них.
Между тем недавно архитектурные изменения коснулись именно его центрального зала, в котором расположен Пергамский алтарь: в 2011 году здесь была открыта огромная панорама работы художника Ядегара Азизи, призванная создать у посетителей эффект присутствия внутри древнего города. Ее нынешний, усовершенствованный, вариант, в который включены фрагменты подлинных эллинистических фризов, должен смягчить у посетителей музея дискомфорт от многолетнего отсутствия главного экспоната.
Едва ли не со дня открытия Пергамский музей был одной из самых продвинутых культурных институций своего времени. Именно поэтому его выставочные помещения неоднократно перестраивались и модернизировались. Если бегло проследить этапы развития музея, мы увидим, как оно совпадало с основными историко-культурными изменениями в жизни Европы, эволюцией ее научных принципов и самосознания в целом.
Началом истории музея считается 1698 год, когда бранденбургскими курфюрстами была куплена коллекция итальянского археолога Джованни Пьетро Беллори. Между прочим, жест весьма передовой для эпохи «кабинетов редкостей», приватных эрмитажей и частных кунсткамер. Ведь новое музейное хранилище с самого начала «было призвано служить исследовательским и образовательным целям, подчеркивать политическое значение и повышать престиж правителей из династии Гогенцоллернов».
Важно не только собирать и изучать древности, но и представлять их массовой публике, чем и занимались Прусские королевские музеи, давшие стимул повышенной активности немецких археологов и создавшие особую моду на таинственные руины, продержавшуюся весь XIX век.
Первое здание Пергамского музея открыли в 1830 году, а уже в 1843-м по соседству с ним начали строительство Нового музея, поскольку главный корпус, возведенный по классицистическому проекту Карла Фридриха Шинкеля, выполнявшего заказ прусского короля Фридриха-Вильгельма III, перестал вмещать накопленные сокровища.
В 1881 году начался новый этап расширения Пергамского музея: был объявлен конкурс на строительство «подлинно ренессансного» выставочного здания все на том же Музейном острове. А пока суд да дело, для археологических реконструкций Древнего мира возвели и открыли в 1901 году временный павильон со стеклянной крышей. Конечно, по последнему слову науки и эстетики. Здесь и разместили ставший знаменитым Пергамский алтарь, найденный инженером Карлом Хуманном в 1871 году и раскопанный в 1878-м. Впервые целиком он был представлен публике лишь в 1930-м, когда здание Пергамского музея было наконец окончательно открыто (временный павильон из-за конструктивных ошибок закрыли в 1907 году и разобрали в 1908-м).
После Второй мировой Пергамский алтарь оказался в СССР, долгое время хранился в Эрмитаже и даже выставлялся там в 1945–1954 годах.
Самый знаменитый экспонат музея вернули в Берлин в 1959-м, так же, как за четыре года до этого в дрезденский Цвингер возвратили картины из Галереи старых мастеров.
Власти Германской Демократической Республики, подобно предшественникам, занимались перестройкой и усовершенствованием важнейшей культурной институции, давным-давно ставшей символом музейной политики Германии: в 1980-е годы был достроен центральный вход в Пергамский музей, перед которым устроили двор, помогающий с комфортом принимать максимальное количество посетителей.
В 1997-м, уже в объединенной Германии, на деньги американских музеев (Метрополитен-музея и Музея изящных искусств Сан-Франциско) началась реставрация самого Пергамского алтаря, продлившаяся десять лет и стоившая $2,8 млн. К тому времени мраморные плиты покрылись патиной, а металлические скрепы проржавели и крошили мрамор. Реставрационная группа Сильвана Бертолина разобрала весь алтарный цикл, воссозданный их предшественниками, на части (кстати, это помогло исправить ошибки прежней реконструкции и вернуть сотни фрагментов на свои места), восстановила и промыла мрамор и создала нынешнюю, более эффектную, версию экспонирования шедевра, торжественно открытую в 2004 году.
Однако и это архитектурно-выставочное решение просуществовало всего десять лет: меняются не только научные подходы, но и музейные технологии. Это означает, что самая знаменитая коллекция античных, восточных и исламских ценностей на европейском континенте подвергнется очередной реновации, задающей новые стандарты. Пергамскому музею не привыкать быть впереди. О его реконструкциях и реставрациях, перекройках и расширениях можно написать увлекательный роман, в котором наряду с выдающимися памятниками мирового наследия действовали бы не менее великие ученые и архитекторы, администраторы и археологи, не только реставраторы и коллекционеры, но и политики.
Книгой, впрочем, пергамское чудо не заменишь. Ни альбом, самый что ни на есть совершенный в полиграфическом смысле, ни даже 3D-панорама не способны заменить прямого контакта с рельефными фризами алтаря, фрагментами его скульптур.
Подлинник закрыт, однако если потребность в созерцании самой широкоформатной эллинистической скульптуры оказывается непреодолимой (знаем, знаем мы и такие случаи одержимости прекрасным), можно довольствоваться паллиативом. Копия, к сожалению, не сможет заменить подлинника, но может скрасить ожидание. Тем более что за ней и ездить-то далеко не надо. Слепки с наиболее впечатляющих фрагментов Пергамского алтаря были сняты еще в соответствии с планом Ивана Цветаева, задумывавшего нынешний Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина как коллекцию гипсовых отливок самых известных скульптурных шедевров Европы, и до сих пор находятся в главном здании этого музея.
Впрочем, в Санкт-Петербурге можно увидеть практически полного двойника пергамских святынь. С 2002 года он весьма аккуратно вписан в интерьер центрального Молодежного зала Государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица (бывшее Училище барона Штиглица и бывшая же «Муха» по сей день занимает роскошный особняк, сохраняющий избыток своего эклектического декоративно-прикладного убранства) под стеклянным потолком, словно бы специально предназначенным для демонстрации барельефов и скульптур.
Перед возвращением оригиналов в Берлин молодые ленинградские реставраторы, выпускники все того же училища, сделали максимально точные слепки всех пергамских фризов. Много лет эти копии мертвым грузом лежали в одном из эрмитажных хранилищ, пока их не догадались перенести на более подобающее место.
Ныне копия эта расположена среди учебных классов и художественных мастерских, выходящих на галерею второго этажа Молодежного зала, своим непосредственным примером вдохновляя студентов на творческие подвиги. Прийти сюда может любой человек, не нужен даже билет. Главное — с невозмутимым видом пройти мимо вахтера, смешавшись с толпой будущих дизайнеров и монументалистов.